http://tuofikea.ru/novelty

Партизанские войны с ЕГЭ

Рособрнадзор готовит иски к администраторам группы «САМОподготовка к ЕГЭ» в социальной сети «ВКонтакте», где выпускникам за деньги помогали решать задания госэкзамена по математике. Организаторы группы в открытом письме отмечают, что «своими действиями показывали пример бескорыстного труда на благо тех, кому предстоял серьезный психологический стресс – экзамен».

Эксперты полагают, что массовые подлоги с ЕГЭ говорят не только о проблемах в российском образовании: большинство школьников и их родителей уверены, что при тотальной коррупции в России сдать ЕГЭ честно невозможно, и поэтому пользуются мошенническими схемами.

Список махинаций, отмеченных во время сдачи ЕГЭ, постоянно пополняется. В Москве задержаны студенты, сдававшие экзамены за школьников. Эти случаи были зафиксированы в центре образования №264 Северо-восточного округа российской столицы и в школе № 958. По предварительным данным, студенты это делали за деньги по просьбам родителей выпускников. В школах же личности школьников удостоверялись простой перекличкой, без проверки документов.

Массовое списывание школьниками ответов в социальной сети «ВКонтакте», которое разоблачил учитель из Санкт-Петербурга Дмитрий Гущин, произошло во время экзамена по математике 6 июня. В сети в это время находилось более 165 тысяч человек, за правильные ответы они заплатили от 290 до 990 рублей. По словам Гущина, 14 июня, когда скандал уже вовсю разгорался, в социальной сети по-прежнему принимали задания и выкладывали ответы по физике и истории. Для участия в этой махинации ученику нужен лишь мобильный телефон с выходом в интернет. Дмитрий Гущин рассказал корреспонденту Радио Свобода:

– Ученики нарочно принесли с собой два телефона – один сдали на входе, а второй оставили у себя, чтобы сфотографировать экзаменационный материал и выложить его в интернет. Исполнитель пишет ответы, а школьники переписывают все это в чистовики своих работ…

В Рособрнадзоре, собирающемся судиться с администраторами группы «САМОподготовка к ЕГЭ», не считают, что участников махинаций так много, как говорит учитель Дмитрий Гущин. Представитель Рособрнадзора Любовь Глебова уточнила:

– Разбор происшествия будет продолжен в регионах. Мы переправили туда всю имеющуюся информацию. И мне кажется, что аннулирование результатов экзаменов у 10 человек окажется достаточной мерой для того, чтобы другие ребята не рисковали.

Владимир Некрасов, заслуженный учитель России, заместитель председателя городской предметной комиссии по математике считает, что педагоги, принимающие ЕГЭ, часто предпочитают смотреть сквозь пальцы на аферы при сдаче экзаменов:

– Все заинтересованы в том, чтобы все прошло тихо. Никого не волнует, знают ли выпускники на самом деле математику или нет. Пусть даже не знают, но лишь бы на бумаге все было в порядке. Да и сейчас они задергались не потому, что произошло по сути преступление, а потому что шум поднялся. Когда ЕГЭ проводился как эксперимент в течение 7-8 лет, школьник в случае неудачи мог потом пересдать предмет в виде обычного экзамена. А как только ЕГЭ обрел силу закона, почти четверть учащихся по России первые годы не смогли сдать экзамены, не получили аттестаты. Это никого не устроило, в том числе и педагогов – порвут же на части родители…

Тем временем организаторы группы «САМОподготовка к ЕГЭ» защищаются и заявляют, что их цели благородны. Открытое письмо куратора группы Славы Борисова к Рособрнадзору опубликовала «Учительская газета». Вот его отрывки: «Каждый активный участник группы является сторонником системы ЕГЭ, но не того экзамена, который мы видим каждый год. В группе множество выпускников, не имеющих возможности работать с репетитором или имеющих весьма ограниченные возможности, в том числе и финансовые, нашли поддержку, помощь, взаимовыручку, взаимопонимание. Администрация группы своими действиями показывала пример бескорыстного труда на благо тех, кому предстоял серьезный психологический стресс – экзамен. Ни один руководитель группы не имел никакой корыстной цели, хотя интернет-площадка в некоторой мере стала платформой для списывания, но это беда не нашей группы, а вашей страны, дорогое правительство. Противопоставляется вашей стране наша страна взаимовыручки, товарищества и взаимопомощи. Вот и получается, что группа выполнила задачу, которую и не планировала выполнить. Она ярко и красочно, объективно выставила напоказ то, что государство не хочет убирать – коррупцию, списывание, кумовство и т. д.».

По словам председателя Общества прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, ситуация с ЕГЭ , несмотря на заверения чиновников от образования, не улучшается:

– Происходит одно и то же, из года в год. Механизм ЕГЭ непрозрачен, необъективен, он уязвим с точки зрения коррупционности. На любом этапе есть возможность фальсифицировать данные. Отследить и проконтролировать весь процесс у Рособрнадзора нет ни ресурсов, ни возможностей. Правоохранительные органы сейчас заняты, по большей части, собой – идет переаттестация. Изначально ошибочным было решение о том, чтобы механизм ЕГЭ использовать для отсеивания абитуриентов при поступлении в ВУЗы. Я убежден, что результаты ЕГЭ не должны влиять на зачисление в ВУЗы. Именно там после первого семестра, во время экзаменов автоматически произойдет жесточайшая процедура отбора. А организовать независимое общественное наблюдение за экзаменами в вузах гораздо проще, нежели в 14-15 тысячах пунктах приема ЕГЭ, – считает Виктор Панин.

В скандал вокруг ЕГЭ вмешался президент России Дмитрий Медведев: он позвонил министру образования Андрею Фурсенко и дал «четкое указание» разобраться с нарушениями при сдаче единого госэкзамена.

Однако Уполномоченный по правам ребенка в Москве, учитель с большим стажем Евгений Бунимович считает, что массовые махинации и подлоги при сдаче ЕГЭ говорят не столько о проблемах с системой единого госэкзамена, сколько о состоянии, в котором пребывает российское общество и государство.