http://tuofikea.ru/novelty

Совковые тенденции в независимой Эстонии

Когда жители Эстонии (хотелось бы напомнить — не только эстонцы, но и русские) боролись с сопутствующими явлениями недоразвитого социализма, это делалось, чтобы в итоге получить нормальное демократическое государство. Именно о демократии мечтали в конце 80-х представители эстонской интеллигенции, стремясь избавиться от прогнившей тоталитарно-архаичной государственной системы. Люди хотели обрести свободу слова, свободу совести и убеждений. Именно такое желание стало движущей силой Поющей Революции, а не стремление к созданию собственного независимого Совка, который успешно строили и построили нынешние парламентские партии, во главе которых замечательно устроились эстонские коммунисты, «разваливавшие» КПСС изнутри.

С точки зрения простого обывателя нет разницы, сколько «ведущих и направляющих сил» в обществе, когда во всех бюрократических организациях заседают партийные назначенцы. Решение в любом случае будет приниматься парткомом в интересах свояков по партии. Не демократия, а смесь этой «onupoja poliitika» с пережитками тоталитарного коммунизма сегодня и есть настоящая политическая «нокия» Эстонии. Отсюда и воскрешение в независимой Эстонии советского уклада во многих сферах жизни. Есть преследования за свободу совести, постоянное давление на свободу слова, вмешательство органов госбезопасности в жизнь гражданского общества — преследование инакомыслящих.

Появился и идеологический экстремизм, принесший ко всем общим проблемам живущих здесь эстоноземельцев и специфическим проблемам русскоязычных еще и дополнительные — к дискриминации по языку ныне прибавились и унижения из-за победы наших предков над фашистами. Однако не стоит думать, что только русским тяжело здесь жить, многие эстонцы жалуются, что недовольны и остались не у дел при ныне существующей системе.

Страна, в которой все решает однопартийное кумовье одноклассников, никогда не сможет пойти по нормальной дороге. И поэтому, сделав вираж, эстонская политэлита, возглавляемая нынешним совпартхозактивом, вернула страну в привычную форму существования — совок, причем, видимо, образца самого начала его стагнационного периода.

Куда не взглянешь — очереди и волшебный пароль: «по знакомству». Чтобы попасть к нужному врачу, нужно подождать чуть ли не месяц, а в особых случаях, когда касается операции, и до полугода. Наши лучшие медики уезжают и работают в других странах, точно так же, как строители, водители автобусов, пекари и токари. Вспоминая мечты врачей СССР уехать в США и Израиль, задаю вопрос: а что изменилось? Сегодня желают покинуть Эстонию для работы за рубежом, если верить опросам, около 5 процентов населения. Давайте уберем 300 000 пенсионеров из общего числа, которые вряд ли двинутся в погоне за лучшей жизнью, и 200 000 детей и выяснится, что желает драпануть из Эстонии чуть ли не каждый десятый наш человек.

Давно ли вы обращались в автофирму для ремонта своей машины? Не дай бог, конечно, но когда мне пришлось по страховке восстанавливать свой автомобиль, я проклял все на свете. Два месяца фирма по каско пыталась восстановить заднюю дверь моего автомобиля и бампер, причем я искренне недоумевал, почему у них нет в этом ни малейшей заинтересованности. Что до меня, я сделал простейший расчет КАСКО на калькуляторе за пять минут. Тут я вспомнил СССР, когда в автосервисе «Жигулей» мастер смотрел на меня с плохо скрываемой ненавистью, когда я робко изъявлял свое желание починить машину.

Я вспомнил этот взгляд и эту очередь по прошествии 16 лет восстановления независимости Эстонии, не сдержался и назвал вышедшего ко мне мелкого босса авторемонтной фирмы председателем советского колхоза. И это недалеко от истины, потому что политики Республики одноклассников и однопартийцев, поделив в стране почти все, ликвидировали то, чего мы добивались — свободный конкурентный рынок, заменив его суррогатной монопольной факторией. Кстати, во всех этих случаях, когда мы касаемся коммерческих структур, нам надо не бояться ставить зарвавшихся бизнесменов на место. В отличие от прогнувшегося перед ними государства, мы должны четко понимать, что они на наших нервах и огорчениях делают себе калым.

Мне кажется, наше общество лишено главного — идеологии правозащиты, поскольку все силы брошены на борьбу за деньги, за право их обладанием. Неслучайно же некоторые лозунги нынешней партийно-выборочной кампании косвенно пытаются заретушировать главенство власти денег над правдой.

А как к нам относится не частный сектор, а нерадивые чиновники, которые существуют за счет наших налогов? Попробуйте обратиться по какому-нибудь сложному делу, например, к нашей полиции — вместо немедленного применения власти вас перенаправят в суд: жалуйтесь и ищите там справедливость. Разве не так было в ЭССР? Наяву — советский образ жизни, в котором человек в сути своей не ценен. Он просто винтик-шпунтик в глубине существующей системы насилия над личностью.

Надо страну уводить к свободе, к ценностям, за которые прогрессивные представители общества всех республик СССР боролись в конце восьмидесятых. Это трудно делать там, где все пропитано рабским духом непротивления злу. Такое рабское сознание и есть наследие тоталитаризма, вбиваемое в нас последние лет 10-15.

Сегодня власть имущие, разделив свою бывшую правящую партию на различные филиалы, дали им разные названия, но суть их правления по отношению к человеку осталась той же самой. Чтобы покончить с этим наследием Совка, мы должны каждый день, по сантиметру, по крупинке восстанавливать незыблемость прав человека на свободу мышления, свободу совести, каждый день надо по капельке выдавливать из себя раба. Новое поколение должно иметь право на выбор.