http://tuofikea.ru/novelty

Визит королевы: Дания выступит за экологичную энергетику

В начале сентября текущего года в Россию с первым государственным визитом приезжает королева Дании Маргрете Вторая и ее супруг принц-концорт Хенрик. Вместе с ними едет представительная группа датских бизнесменов. В Москве и Санкт-Петербурге они представят проекты сотрудничества, в том числе, в сфере энергоэффективности и зеленых технологий, в которых страна с пятимиллионным населением очень преуспела.

Томас Йенсен, конечно, не олигарх, пусть и зеленый, но дом построил за полмиллиона долларов. Дороже типичного процентов на десять, но за электронные мозги пришлось платить. Коттедж теперь думает за хозяина и экономит на всем, чем может. Воду и тепло, например, берет у природы.

Восемь месяцев в году дом греется от земли и солнца. Вентиляторов нет, в комнатах естественная циркуляция воздуха. За счет теплоизоляции на один квадратный метр тратится меньше 40 киловатт часов. Вместо, скажем, среднероссийских двухсот. Если засуха и нет дождей, то компьютер переключит систему на обычный водопровод.

Томас Йенсен, хозяин экодома: «В доме поддерживается микроклимат. Если комнаты надо проветрить, то теряется не более пяти процентов энергии. В старых домах, открывая окна, вы выпускаете тепло, а мы его сохраняем».

В деревне Стенлезе Юг под Копенгагеном сберегают энергию почти в тысяче эко-коттеджей. Через дорогу — пассивный дом. Это значит, что извне ему вообще ничего не нужно: отапливается за счет тепла, которое выделяют люди и бытовые приборы.

Офис компании, которая утеплила всю Данию и пол-Европы эко-ватой из камня, сам по себе, как космический корабль. Естественный свет за счет гигантских окон, полметра теплоизоляции в стенах. Ссор из-за кондиционеров у сотрудников не случается, так как здание запрограммировано на комфорт для всех.

«У нас автоматическая система, и, когда становится душно, окна открываются сами. Нужную температуру мы заранее вводим в компьютер. Если подует ветер или начнется дождь, окна захлопнутся», — говорят разработкчики.

В интерьере преобладает камень и дерево. Лампы, естественно, энергосберегающие. И пускай в офисе слегка душновато, его хозяев греет мысль, что благодаря им Дания все чище, богаче и в глобальном потеплении в будущем ее не обвинишь. Выбросы СО2 в стране сокращаются каждый год с феноменальной скоростью.

Маргрете Вторая и ее супруг принц-консорт Хенрик, может, и переехали бы в эко-дом, но вековые традиции вряд ли позволят покинуть дворец Амалиенборг. Но страсть к экономии у всей королевской семьи — в голубой крови.

Маргрете Вторая, королева Дании: «Я выросла в послевоенные годы и приучена выключать свет в комнате, если там никого нет, и закрывать окна, чтобы не выпускать тепло. Во дворце, конечно, мы следим за тем, как расходуется энергия, и стараемся экономить. Но в старых постройках это не так уж просто».

Образцово-футуристическая станция Аведоре согревает почти полтора миллиона домов в Северной Европе. Ее сотрудники так слились с природой, что в лифте вместо номера этажа указаны метры над уровнем моря. Энергию вырабатывают из угля, газа и биомасс — соломы и опилок. Кстати, почти половину покупают в России.

«Мы планируем все меньше использовать уголь и увеличить переработку биомасс, особенно, деревянных гранул. А также тестируем оффшорные ветряные фермы, возможно, они тоже станут частью нашей общей системы», — рассказала глава департамента внешних связей компании Dong Energy Пернилла Хардер Рист.

Дания довела долю ветряков в энергопотреблении до рекордных в мире 20 процентов. К 2050 году датчане хотят совсем забыть про нефть и газ. Правда, пока это им не мешает разведывать новые месторождения в Северном море. На тот случай, когда все иссякнет, есть вот такие архитектурные проекты, которые в данный момент кажутся сущим чудачеством.

Брайан Янг, главный архитектор проекта: «Наше здание будет снабжать Копенгаген половиной всего электричества и тепла, как раз за счет переработки мусора». Через четыре года на окраине Копенгагена появится вроде бы экологический нонсенс в виде горнолыжного мусоросжигательного завода за полмиллиарда евро. Внутри будут перерабатывать отходы, с извилистой крыши скатываться лыжники. Вместо депрессивного квартала — буржуазный поселок. Обещают, что плохо пахнуть точно не будет. И дышать так же легко, как во всем Копенгагене. Если он и иногда и задыхается от пробок, так только от велосипедных.

Ветряки, дома, заводы — все стоит миллионы евро и окупается минимум через десять лет. Датчане не любят, когда их маленькую страну называют «зеленым Диснейлендом». Чистые технологии — уже давно не эксперимент, а настоящая жизнь, которую хотели бы повторить во многих странах.