http://tuofikea.ru/novelty

Правительство Лукашенко выглядит все более уязвимым

У президента Белоруссии Александра Лукашенко дела обстоят не очень. Политик, построивший, вероятно, самое стабильное, авторитарное и централизованное правительство на территории стран бывшего Советского Союза, сейчас вынужден прилагать дополнительные усилия, чтобы удержать контроль. В прошлом месяце вынужденная девальвация национальной валюты опустошила карманы и закрома простых граждан, из-за чего граждане вышли на улицы, и Минск погрузился в хаос. В течение всего мая Беларусь балансировала на краю экономической катастрофы, а о Лукашенко говорили, что он разрабатывал план бегства из страны. Ситуацию временно стабилизировала ссуда от России на 3 миллиарда долларов, технически проведенная через Евразийское экономическое сообщество, но когда-то непоколебимо прочное правительство Лукашенко все равно выглядит все более уязвимым.

С президентских выборов в 1994 году Лукашенко управлял страной, придерживаясь относительно простой стратегии – путем возвращения к жизни и поддержания советского типа экономики и оберегания Белоруссии от экономического хаоса, в который погрузились все постсоветские страны. Обеспечивая населению полную занятость и не очень быстрый, но постоянный экономический рост, Лукашенко удовлетворил не особо далеко идущие надежды своего народа и, тем самым, надежно закрепился у власти.

Но поддержание этой постсоветской экономики полагалось на щедрую российскую помощь, которая в основном заключалась в поставках нефти и газа с существенными скидками как для использования внутри страны, так и для дальнейшего экспорта в Евросоюз, что помогало пополнить национальный резерв. Такая схема отлично работала при Ельцине, когда Москва была заинтересована в «финансировании» Минска в обмен на выражения политической верности. Позже российский премьер-министр Владимир Путин начал выражать озабоченность необходимостью, по его собственным словам, «отделить мух от котлет», чтобы господство России на постсоветском пространстве обогащало бы ресурс российской экономики, а не держалось бы за его счет. Нефтяные и газовые войны с Минском в последние десять лет значительно меньше освещались в прессе, чем разногласия на ту же тему между Россией и Украиной, но в политическом плане ситуация принимала значительно более радикальный оборот. В конце концов Белоруссия проиграла, и в 2007 году отношения начали сходить на нет, после чего в прошлом году все нефтяные и газовые субсидии Белоруссии были отменены. После этого в стране стал нарастать экономический кризис, еще более обостряемый глобальным финансовым кризисом и тем, что белорусская политическая система основывается на механизмах подавления, а не рождения новых решений и инициатив.

Ситуации не пришло на помощь и то, что вместе с российской экономической поддержкой закончилась и политическая поддержка Москвы. В Кремле уже давно рассматривали Лукашенко как необходимого, но ненадежного и продолжающего расстраивать союзника, особенно после волны цветных революций в период с 2003 по 2005 год. Теперь же тон России стал еще более враждебным, по государственному каналу телевидения даже пустили документальный фильм о главе Белоруссии с названием «Крестный отец» — в передаче его изображают не многим лучше, чем простого душегуба. Вновь пошли слухи и разговоры о том, что в Белоруссии может появиться новый «кремлевский кандидат» на власть. Решение Лукашенко передвинуть президентские выборы в стране практически на год, чтобы переизбраться в конце 2010 года, могло быть продиктовано желанием застраховаться именно от этого, что понятно и с заявлений, сделанных после революции 2010 года в Киргизии и студящих кровь в жилах, о том, что он не уйдет от власти добровольно или без кровопролития.

И даже при этом в течение последних двух недель ситуация стала выглядеть так, словно его игра уже заканчивается. Из-за решения либерализовать торговлю валютой, белорусский рубль в считанные дни потерял в цене почти 66%, в следствие чего пострадали личные накопления и разгорелось беспокойство. Россия в начале отказалась предоставлять Белоруссии ссуды и предложила Минску обратиться за помощью в Международный валютный фонд. Разумеется было сомнительно, что Белоруссия сможет удовлетворить требования МВФ, учитывая постоянное подавление национальной оппозиции и тот факт, что любые дополнительные условия, скорее всего, будут включать требования политических реформ одновременно с глобальными переменами в экономике. В результате изначальный отказ России стал выглядеть просто как тактика в переговорах, рассчитанная на получение максимальных уступок – в первую очередь продаже объектов белорусского нефте- и газопроводов и нефтеперерабатывающей отрасли – в обмен на финансовую помощь.

Проблема Лукашенко в том, что обещанный Россией долг можно считать мерой, способной лишь временно отсрочить кризис – эта мера может дать белорусскому правительству возможность перевести дыхание, но эта же мера и окончательно уничтожает возможность правительства эффективно распоряжаться своей властью. Сосредоточение экономической власти в руках государства позволяло Лукашенко, имея контроль за экономическим будущим политической элиты, эффективно ею управлять. Российское требование либерализации и уважения права собственности отнимет из рук белорусских властей механизмы давления, а других способов удержать власть у них мало.

Дни Лукашенко в качестве последнего диктатора в Европе, скорее всего, сочтены. Остается посмотреть, как именно закончится его правление, и кто (и что) придет на замену. До следующих президентских выборов – еще годы, поэтому будет сложно быстро организовать законную передачу власти. Любые движения, направленные на свержение Лукашенко, могут встретить сопротивление вооруженных сил и крестьянства – двух слоев, чья преданность Лукашенко на прочность никогда не испытывалась, но считается непоколебимой. Политическая оппозиция по-прежнему плохо организована и почти никак не объединена, что делает еще более сложным успешное низвержение главы страны. Возможно, наиболее вероятным сценарием станет постепенная потеря им политической власти, в то время как Россия будет продолжать перекупать у него страну по частям и превращать ее в свой виртуальный регион-спутник. Но в силу его вспыльчивого и непредсказуемого характера даже в этом сценарии можно усомниться.

Каким бы маловероятным это ни казалось, возможность ожесточенных беспорядков в Белоруссии также может вызвать напряжение в отношениях между Россией с одной стороны и странами НАТО и Евросоюзом – с другой, учитывая то напряжение, которое последние испытают, если им придется стараться найти меры, чтобы избежать крупного кровопролития на европейской земле. Каким бы образом ни подходило к завершению его правление, очевидно, что, несмотря на то, как яро Лукашенко собирал все поводья власти в своих руках, сейчас у него практически нет никакой возможности эту власть в своих руках сохранить. А что это будет означать для людей его страны, будет видно только позднее.

Дараг Макдауэл – специалист по международным отношениям из Оксфордского университета, кандидат в доктора наук. Его исследования затрагивают российскую политику постсоветской эпохи, а также внутренние вопросы стран Европы и ее международные отношения. Макдауэл родился и живет в Дублине (Ирландия).