Накануне народных гуляний на Руси всегда распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома, тем завиднее являлся жених или невеста. Праздничная одежда бросалась в глаза сразу, ибо обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками – так, чтобы с первого взгляда было видно:
Я — парнишка озорной, Я в рубахе расписной, Шляпу до бровей надвину,
Хоть пиши с меня картину.
Или:
Я скажу вам без обмана: Лучше нету сарафана. Мне сказала тетя Настя:
Сарафан приносит счастье.
Создание подобной «ослепительной красоты» доставляло немало хлопот. Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка являлась сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилось будущее платье, были в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.
И.П. Аргунов — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (megabook.ru)
Очутившись лет сто назад на крупной ярмарке где-нибудь в Макарьеве или Ирбите, вы бы поразились разнообразию нарядов, особенно женских: и двух одинаковых не сыскать! Действительно, за века чуть не в каждом селе необъятной России сложились собственные традиции, так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда «модники» родом.
Русский народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.
Старинный русский костюм, без преувеличения сказать, – это состояние души. К примеру, пусть попробует современная девушка надеть сарафан с рубахой. Можно ли в такой одежде пойти быстрой, угловатой походкой или совершить другие резкие движения? Нет! Девушка невольно выпрямится, поднимет голову, ступит мягко, аккуратно, «будто пава». Присмотримся же к нарядам поближе.
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Такие обычно носили мужчины. Также в их наряд входили штаны, которые заправлялись в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти. Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком.
Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой или подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету как оберегу. Особое значение придавалось расположению рисунка. Например: нагрудные узоры защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, наподольные не давали подобраться злым силам снизу.
В центральных и северных районах России женщины на праздники примеряли сарафан. Плавные линии сарафана как бы струились, делая женщину похожей на лебедя. Недаром в песнях и в сказках они и зовутся лебедушками. В праздничный наряд входили и душегреи – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики.
В.М.Васнецов, Портрет В.С.Мамонтовой в однорогом кокошнике
А на юге России предпочтение отдавалось т. н. поневным нарядам. Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, после — навершник.
Передник щедро украшался вышивкой.
И, наконец, головные уборы, которые четко делились на девичьи (кокошники, ленты, венки) и женские (коруна, сорока, кичка). Конечно же, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины – ушные, шейные и нагрудные. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. Для изготовления использовались самые различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера и даже пуха птиц.
Саврасов «Хоровод в селе»
Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но и вовсе не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой костюм. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили, а хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе. И нередко случалось, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили переодевать в менее дорогое платье.
Возможно заинтересует:
- Сколько стоит памятник на могилу по индивидуальному заказу?
- Кейтеринг это замечательная традиция проведения мероприятий которая передавалась через поколения.
- Умный стол для современного человека просто необходимость.
- Как правильно подобрать костыли под разные случаи жизни.
- Какие есть преимущества у компрессорного ингалятора-небулайзера?