http://tuofikea.ru/novelty

Русский праздничный наряд это состояние души

Накануне народных гуляний на Руси всегда распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома, тем завиднее являлся жених или невеста. Праздничная одежда бросалась в глаза сразу, ибо обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками – так, чтобы с первого взгляда было видно:

Я — парнишка озорной, Я в рубахе расписной, Шляпу до бровей надвину,

Хоть пиши с меня картину.

Или:

Я скажу вам без обмана: Лучше нету сарафана. Мне сказала тетя Настя:

Сарафан приносит счастье.

Создание подобной «ослепительной красоты» доставляло немало хлопот. Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка являлась сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилось будущее платье, были в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.

И.П. Аргунов — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (megabook.ru)

Очутившись лет сто назад на крупной ярмарке где-нибудь в Макарьеве или Ирбите, вы бы поразились разнообразию нарядов, особенно женских: и двух одинаковых не сыскать! Действительно, за века чуть не в каждом селе необъятной России сложились собственные традиции, так что по расцветке или узору одежды можно было узнать, откуда «модники» родом.

Русский народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.

Старинный русский костюм, без преувеличения сказать, – это состояние души. К примеру, пусть попробует современная девушка надеть сарафан с рубахой. Можно ли в такой одежде пойти быстрой, угловатой походкой или совершить другие резкие движения? Нет! Девушка невольно выпрямится, поднимет голову, ступит мягко, аккуратно, «будто пава». Присмотримся же к нарядам поближе.

Основу любого русского костюма составляла рубаха. Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Такие обычно носили мужчины. Также в их наряд входили штаны, которые заправлялись в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти. Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком.

Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой или подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету как оберегу. Особое значение придавалось расположению рисунка. Например: нагрудные узоры защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, наподольные не давали подобраться злым силам снизу.

В центральных и северных районах России женщины на праздники примеряли сарафан. Плавные линии сарафана как бы струились, делая женщину похожей на лебедя. Недаром в песнях и в сказках они и зовутся лебедушками. В праздничный наряд входили и душегреи – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики.

В.М.Васнецов, Портрет В.С.Мамонтовой в однорогом кокошнике

А на юге России предпочтение отдавалось т. н. поневным нарядам. Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, после — навершник.

Передник щедро украшался вышивкой.

И, наконец, головные уборы, которые четко делились на девичьи (кокошники, ленты, венки) и женские (коруна, сорока, кичка). Конечно же, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины – ушные, шейные и нагрудные. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. Для изготовления использовались самые различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера и даже пуха птиц.

Саврасов «Хоровод в селе»

Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но и вовсе не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой костюм. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили, а хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе. И нередко случалось, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили переодевать в менее дорогое платье.