http://tuofikea.ru/novelty

Праздник Ивана Купалы: очищение огнем и водой

Летнее солнцестояние – один из поворотных пунктов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас он известен как Иван Купала. Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала и еще через несколько дней – «Петры-Павлы» сливались в один большой «карнавал», наполненный для древнерусского человека огромным смыслом.

Как пишет исследовательница Татьяна Порецких, Иван Купала – событие очень древнее. Памятники древнерусской письменности упоминают о нем в XII веке, хотя корни уходят гораздо глубже. У наших предков существовало божество Купало (Купала), олицетворяющее плодородие. В его честь вечерами распевали песни и прыгали через костер. Со временем обрядовое действие трансформировалось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию, «включая» также народную фантазию. Имя же «Иван» появилось в названии праздника после введения на Руси христианства: в этот день, 7 июля по григорианскому календарю (24 июня по юлианскому календарю), православная церковь празднует Рождество Иоанна Крестителя, Иоанна Предтечи. Таким образом, Иван Купала (Иванов день) – это яркий, будто летнее солнце, пример того, как в русской праздничной традиции христианские верования переплелись с языческими, взаимно питая, дополняя и обогащая друг друга.

В канун праздника, на Аграфену Купальницу, 6 июля, русские люди обязательно мылись в банях. Русская парная баня – вообще явление уникальное: ведь, кроме утилитарной, она обладает и сакральной функцией. Множество поверий и обрядов связано с баней. Совмещая в себе стихии огня и воды, баня символизировала полное очищение человека через огонь и воду.

Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали банные веники на весь год. Также в этот день девушки, облаченные в лучшие наряды, расхаживали по домам, призывая хозяев: «Умойте!». Это значит: подарите что-нибудь из девичьих украшений – ленточку, бусы, сережки и прочее.

С днем Ивана Купалы народ связывал свои представления о неимоверных богатствах природы. Люди ждали не только обильного урожая, но и еще большей щедрости – успеха в поисках спрятанных сокровищ. Так рождались легенды. Самая распространенная из них повествует о чудесных свойствах, которые растения приобретают в эту ночь. Прежде всего это относилось к папоротнику, который в «купальную» ночь, согласно поверьям, цветет чудесным огненным цветом, указывая таким образом на зарытый в определенном месте клад (вспомним бессмертную повесть Николая Васильевича Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»). А вот что гласит один из русских летописных источников: «Есть трава папороть. Растет в лесах около болот, в мокрых местах, в лугах. А цветет она накануне Иванова дня в полночь, одним часом отцветает, а цветет, точно огонь горит».

Много поверий связано и с нечистой силой. Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы справляют свой праздник, который заключается в особенном причинении зла людям. Мол, у ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра, и на Ивана Купалу ведьма, обрызгав себя этой водою, могла преспокойно лететь, куда ей вздумается.

Вообще, весь Иванов день заполнен водой, что называется, под завязку. Поутру купаться – обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое бултыхание опасным, ибо в Иванов день справляет именины сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство вторгаются люди, и потому мстит им тем, что топит всякого неосторожного бедолагу.

Один из довольно распространенных купальских обрядов – обливание водой всякого встречного и поперечного. «Деревенские парни, – писал орловский корреспондент в середине прошлого века, – одеваются в старое, грязное белье и отправляются с ведрами и кувшинами на речку, где наполняют их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение только для стариков и малолеток. Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек…»Однако главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. «Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, – сообщал один из этнографов XIX века, – и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина». В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и сами болезни. Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в этот день, высушивают и сберегают, почитая более целебными, чем собранные в любое другое время.

Из наиболее чудесных трав стоит назвать «плакун-траву», особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в ее корне. «Терлич-трава» употреблялась девушками для приворожения парней. Девушки носили траву за пазухой и приговаривали: «Терлич, терлич, хлопцев покличь!» Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от нечисти дом и двор. Растение «зяблица» помогает от ребячьего крика и бессонницы. Высушенным «расперстьицем» присыпают больные места на теле – порезы, нарывы, опухоли. «Пастушью сумку» издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях. Страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву. На случай простуды, кашля необходимо было иметь мать-мачеху, душицу, багульник.

В заключение заметим, что праздник Иван Купала популярен не только среди русского народа. В Литве он известен как Ладо, в Польше – как Соботки, на Украине – как Купало или Купайло. Таким образом, начиная от Карпат и по всей Руси в ночь с 6 на 7 июля многие века отмечали и продолжают сегодня отмечать этот мистический, загадочный, чарующий, разгульный и веселый праздник.