http://tuofikea.ru/novelty

День князя Святослава: праздник, достойный возрождения!

Одним из незаслуженно забытых древних русских праздников является День славления князя Святослава. В этот день у славян было принято проводить ритуальные поединки, воинские посвящения и славить языческого бога грома и войны Перуна. Праздник, как принято считать, связан с одной из самых выдающихся побед князя Святослава: 3 липня (июля) 964 года русская рать под его началом одержала сокрушительную победу над войском хазарского кагана. Столица Хазарии Итиль (располагалась, как считается, в районе современной Астрахани. – Прим. ред.) была взята войском Святослава и разрушена. Затем та же участь постигла ключевые крепости Хазарии, составлявшие основу ее паразитарной власти. Об этом великом событии КМ.RU уже писал на своих страницах

Князь Святослав

Карамзин называл князя Святослава «Александром (Македонским) нашей древней истории». По словам академика Б.А. Рыбакова, «походы Святослава 965-968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии».

Современный исследователь, автор большой биографии князя Святослава Лев Прозоров пишет: «Маленькая страна Македония подарила мировой истории Александра Великого. Весь мир знает римлянина Юлия Цезаря. Однако мало кто за пределами России знает воина, сравнимого с Александром и Цезарем, а как правителя и человека безмерно превосходящего их — великого князя Киевского Святослава Игоревича, прозванного Храбрым.

Более того, сейчас и из русской памяти его пытаются вычеркнуть, вытеснить. Выходят книжки по русской истории, где нашему герою уделяются две-три странички, если ещё не строчки. А то нет и того, как в неведомо зачем переизданной дореволюционной детской книжке «Моя первая русская история», где за Ольгой сразу идёт Владимир (Владимир Святой. – Прим. ред.). Словно и не было Святослава Храброго, которого даже враги почтительно называли «царствующим на север от Дуная» и сравнивали с древним героем Ахиллом».

Первый раз имя Святослава, как считается, упоминается в летописи под 945 г. Еще ребенком он принял участие в своем первом сражении. Было это в тот раз, когда его мать, княгиня Ольга, вместе с дружиной отправилась на войну с древлянами, чтобы отомстить за убитого мужа, князя Игоря. Впереди киевской дружины на коне ехал Святослав. И когда сошлись оба войска – киевское и древлянское, то Святослав бросил копье в сторону древлян. Святослав был совсем маленьким, поэтому копье улетело недалеко. Но киевские воеводы сказали: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем».

Пока Святослав подрастал, княжеством правила Ольга. В середине 60-х годов X века, как считается, начинается самостоятельное правление князя Святослава. Византийский историк Лев Диакон оставил его описание: среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами.

Святослав оставался язычником, несмотря на то, что много раз княгиня Ольга пыталась приобщить сына к христианской вере, говоря: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь – будешь радоваться». Святослав же отговаривался: «Как мне одному принять новую веру, если дружина моя станет надо мною смеяться?». «Да будет воля Божия. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне», — отвечала мать. И так говоря, молилась она за сына и за всех русских людей каждую ночь и каждый день.

По-разному мать и сын понимали и свои обязанности правителей государства. Если княгиня Ольга была озабочена сбережением своего княжества, то князь Святослав искал славу в дальних воинских походах, стремясь наносить уничтожающие удары врагам Руси.

Летопись повествует о Святославе как об истинном воине. Ночевал он не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. В походах не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Столь же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Зато дружина Святослава, не обремененная обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх. А сам Святослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда по-рыцарски посылал в чужие земли весть-предупреждение: «Иду на вы!».

Свой первый большой поход князь совершил против Хазарии, чья элита исповедовала иудаизм. Как считается, в 964 году дружина Святослава покинула Киев и, поднявшись по реке Десна, вступила в земли вятичей — одного из больших восточнославянских племен, бывшего в ту пору данником хазар. Киевский князь повелел вятичам платить дань не хазарам, а Киеву, и двинул свою рать дальше — против волжских болгар, буртасов, хазар, а затем — северокавказских племен ясов и касогов. Около четырех лет продолжался этот беспримерный поход. Выигрывая все битвы, князь сокрушил, захватил и разрушил вышеупомянутую столицу Хазарского каганата, город Итиль, взял хорошо укрепленные крепости Саркел на Дону, Семендер на Северном Кавказе, на берегах Керченского пролива основал форпост русского влияния в этом крае — город Тмутаракань, центр будущего Тмутараканского княжества. Разгром угнетавшего Русь паразитического рабовладельческого Хазарского каганата является величайшим подвигом Святослава и его войска! Большинство славянских и других народов освободилось от различных даней, которые они платили Хазарскому каганату, в т. ч. и дани людьми. Положен был конец главному гнезду работорговли в регионе и набегов на Русские земли с целью захвата рабов, что ставило под вопрос выживание русского народа. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племен.

Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов (предков поволжских татар, чувашей, адыгов и осетинов). Конец Хазарии открывал Руси доступ к Каспийскому морю, в Хорезм и Закавказье. Торговые связи Руси с Востоком укрепились благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала, что верховенство над кочевыми народами Причерноморья и Прикаспия от хазарского кагана перешло к киевскому князю. Хазарское же царство исчезло как дым сразу же после ликвидации основного условия его существования: военного превосходства над соседями и тех экономических выгод, которые доставляло обладание важнейшими торговыми путями между Азией и Европой…

Парадокс, но, вероятно, кое-кто не может простить это славному русскому князю и по сей день. Лев Прозоров вспоминал, что когда он опубликовал очерк о Святославе в единственном в Удмуртии крупном русскоязычном журнале «Луч», и на него, и на редактора журнала В.И. Емельянова местная «прогрессивная общественность» обрушила шкал обвинений в «антисемитизме». Много лет подобная же, вероятно, «общественность» делала все, чтобы воспрепятствовать русским патриотам во главе со скульптором Вячеславом Клыковым установку памятника князю Святославу близ села Холки Чернянского района под Белгородом. Но единственное, чего сумели добиться «правозащитники», — это убрать звезду Давида со щита поверженного Святославом хазарина. А Эдуард Гурвиц в бытность свою мэром Одессы запретил размещать в городе оплаченные (!) баннеры и растяжки в честь годовщины победы князя Святослава над Хазарским каганатом, заявив, что они оскорбляют его «национальное достоинство». Переименование улицы Грибоедова в улицу имени пособника гитлеровцев Шухевича, проведенное некогда этим «щирым» одесситом, очевидно, его «национальное достоинство» не тревожило.

Однако память о князе Святославе и его великих подвигах всем этим современным деятелям не уничтожить. Кишка тонка. Князь Святослав, как считается, погиб в схватке с печенегами в 972 году, но благодарная память о нем живет в русском народе. И лучшим подтверждением неистребимости этой памяти стало бы возрождение в России Дня славления князя Святослава, придание официального статуса этому празднику, к чему портал KM.RU призывает в рамках своего фронт-проекта.