http://tuofikea.ru/novelty

Эксперт: ЕГЭ убивает смысл бытия школы

Многие столичные девятиклассники – в панике: до сих пор им неизвестны результаты Государственной итоговой аттестации (ГИА) по русскому языку, которая состоялась еще 26 мая. Оказалось, что из-за технического сбоя часть тестов была некорректно подсчитана, поэтому некоторые школьники незаслуженно получили двойки. «Всего было 600 ребят, у которых считываемость части «С» была некорректной», – призналась 8 июня глава Рособрнадзора Любовь Глебова, ее слова приводит Интерфакс. Примечательно, что до этого представитель ведомства Сергей Коршунов заявлял, что технических неполадок быть не может, а виноват «человеческий фактор».

Между тем начальник Западного окружного управления образования Москвы Татьяна Баринова решила общаться с родителями школьников через Интернет, поэтому завела свой «ЖЖ», в котором извинилась за технический сбой и направила недовольных в апелляционную комиссию. «Приносим Вам свои извинения. Сбой в системе действительно произошел. По всем вопросам необходимо обращаться в региональный центр обработки информации (Нахимовский проспект, д. 2). Прием заявлений на апелляцию можно подать 8, 9, 10 июня 2011 года по адресу ул. Лобачевского. д. 66. Работа апелляционной комиссии по рассмотрению заявок будет осуществляться 14-15 июня 2011 года», – написала в своем блоге Баринова.

Там же она начала вести с родителями дискуссию. Один из анонимных читателей оставил сообщение следующего содержания: «Русский язык писали 26 мая; с 3 по 6 июня принимаются заявления на апелляцию, а результата нет до сих пор. Как это объяснить? Апелляцию подавать уже некогда будет, а может, это делается специально?». На это Баринова заверила, что апелляцию можно подавать в течение двух-трех дней после получения результатов, и сообщила, что проверкой работ занимается Московский центр качества, после чего они поступают в округ.

Уже 8 июня в блоге Бариновой был оставлен еще один гневный комментарий: «При проверке ГИА-9 по русскому языку произошел сбой в системе, что привело к тому, что сочинение и изложение не были проверены. В результате было выставлено большое количество отрицательных оценок. Вместо того, чтобы исправить недочеты в своей работе, учащихся заставляют подавать апелляции и предлагают в ближайшую неделю из Москвы не выезжать. За что наказаны дети?! Почему они должны отвечать за чужие ошибки? Зачем им лишние стрессы?!». Только тогда чиновница признала, что произошел технический сбой, и принесла свои извинения.

Сейчас уже известно, что от капризов техники пострадали учащиеся школ №№ 1284, 1158, 299. Например, родители школьников из 299-й школы отправили обращение в Минобрнауки, прокуратуру и другие ведомства. Чиновники пообещали, что по данному факту будет проведена проверка. В других столичных школах хоть и сообщили, что результаты работ получены, однако отметили, что сроки были нарушены. Тем временем возмущенные родители уже открыто выражают недовольство ГИА на форумах в Интернете и окрестили сложившуюся ситуацию «дурдомом».

Не легче приходится и 11-классникам, сдававшим ЕГЭ. Появились первые статистические данные по экзаменам. В четверг, 9 июня, Рособрнадзор сообщил, что по русскому языку не преодолели минимальный порог в 36 баллов 4,1% участников. При этом 100 баллов получили 1437 выпускников. Напомним, что 31 мая в ЕГЭ по русскому языку приняли участие чуть более 761 000 человек.

В тот же день стала доступна статистическая информация ЕГЭ по химии и иностранным языкам. Так, по иностранным языкам минимальное количество баллов, свидетельствующих об освоении школьного курса, составило 20 баллов. «Не преодолели минимальный порог: английский язык – 3,13%; французский – 1,21%; немецкий – 6,59%; испанский – 1,4%», – говорится в сообщении Рособрнадзора. При этом стобалльников не так и много: по английскому языку – 11 человек, по немецкому языку – 2 человека, по французскому и испанскому языкам никто не смог набрать возможный максимум. По химии минимум установлен на уровне 32 баллов, не справились с ЕГЭ 8,6% участников, стобалльников – 331 человек. Отметим, что результаты ЕГЭ по предметам по выбору не влияют на получение аттестата. Неудовлетворительные оценки можно будет пересдать лишь в следующем году.

В связи с этим вспоминается недавний случай, когда президент России Дмитрий Медведев в День русского языка предложил министру образования и науки Андрею Фурсенко пройти тест на грамотность. «В следующий раз, – категорически заявил тот и попытался отшутиться. – Если что подписать, то я могу». «То-то и оно», – констатировал Медведев, хотя и сам отказался от подобного теста. «Сам-то я подставляться не хочу по понятным причинам», – попытался увильнуть президент. Как пишет «Коммерсантъ», после этого Фурсенко перед коллегами и даже по телефону пытался аргументировать свой отказ весьма забавным образом. «Я же уже много лет одни резолюции пишу», – иронизировал министр. На вопрос «Т. е. Вы владеете одним из известных трех русских языков – административным?» Фурсенко лишь кивнул в ответ.

Любопытно было бы узнать, сколько баллов набрали бы министр образования и даже сам президент по русскому языку. Может, они бы вошли в число 4,1%, заваливших экзамен? Вопрос без ответа. Лучшее, что могут чиновники, – вовремя соскочить с темы, отшутиться, а для этого тоже определенный талант нужен.

Между тем есть случаи, когда результаты выпускников, успешно сдавших ЕГЭ, будут аннулированы. В число таких неудачников попали те школьники, которые разместили свои контрольно-измерительные материалы в Интернете. «На сегодняшний день у 11 человек результаты ЕГЭ были аннулированы из-за того, что ребята разместили КИМ в Интернете, а результаты экзаменов у них были хорошие», – объявила Глебова накануне, ее слова приводит РИА «Новости». По ее словам, региональная экзаменационная комиссия решит, стоит ли допускать этих учащихся к пересдаче.

Нескончаемая эпопея с ЕГЭ продолжается. Затишье наступит, лишь когда пройдут все экзамены, выпускные балы, а вчерашние школьники станут студентами. Но это – временное затишье. В следующем году повторится то же самое без изменений, разве только на еще один скандал будет больше.

Председатель Совета директоров школ России, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук Яков Турбовской прокомментировал для KM.RU очередной скандал, связанный с итоговой аттестацией школьников.

– Я начну в анекдота. Царь говорит своим экономистам: «Пойдите и соберите с народа налоги». Пошли, собрали. Смотрит царь – мало. Говорит: «Пойдите и соберите еще». Они приходят и говорят, что собрали, но народ возмущается. Царь: «Ничего! Пойдите соберите еще!». Пошли, еще собрали и говорят: «Царь, они уже бунтуют, революцию собираются устроить». А он: «Ничего, еще соберите». Приходят и говорят: «Царь, а они уже смеются». «Вот теперь уже собирать нельзя», – ответил царь. С ЕГЭ – та же самая история.

Чего они нам только не обещали: и доступность, и объективность, и справедливость, и удобство – что угодно! Их не пугало стрессовое состояние детей; наверное, их только радовали те деньги, которые тратились на это самое дело. Какая разница, получил ребенок тройку по старой методике или по ЕГЭ? Ведь совпадают полностью отметки! Ведь дети рождаются тем же самым способом!

Мало того, исковеркали учебный процесс, обесчеловечили его, превратили в казенщину. Во имя чего? При таких количествах как может техника не давать сбои? Вы представляете состояние ребенка, который две недели ждет своей отметки? Что же мы делаем? Во имя чего это делается? Во имя этой тройки?! Ведь школа должна быть родным домом для ребенка. Ведь мы же коверкаем российскую культуру, педагогическую, духовную… Черт знает что творим, и во имя чего!

Вот какая любопытная штука: для халтурщика-учителя это очень удобно – не надо учить рассуждать, доказывать, думать. Ведь отметка всегда была в руках учителя методом педагогического воздействия на ребенка. Можно было отличнику поставить четверку, тройку, а троечнику – пятерку для стимуляции. А мы что делаем? Мы лишили значимости золотую медаль, ради которой человек 11 лет учился на «отлично». Каких людей формировала золотая медаль! Я не говорю о тех, которые на Кавказе себе это покупают. Там, на Кавказе, все что угодно можно себе купить: не только аттестат, но и автомат… Поэтому что же мы уподобляемся непонятно чему? Нас же ничто не убеждает и не объясняет, что там, где рушится человек, все прогрессы бессмысленны. Во имя чего эти муки? Эти мобильники, эти списывания, эти туалеты, эти хождения, полицейские, милиционеры!..

Вы посмотрите материалы, по которым дети сдают. Это смешно и глупо, что там спрашивается! Русский язык – это же основа бытия человеческого. Ребенок должен любить русское слово, играть им, радоваться. Разве может русскоязычный ребенок может получать «два» по русскому языку? Да какой же он ему родной тогда?! Мы так преподаем, что дети ненавидят русский язык. Это же все стоит на ушах! Кто сказал, что учиться неинтересно? Вы посмотрите, что творится у тех учителей, которые любят преподавать, умеют. Ученики влюбляются и в физику, и в химию, и в математику. Значит, давайте готовить учителей.

Школа должна формировать личность. А мы что формируем? Какую личность? ЕГЭ убивает смысл бытия школы. Весь смысл – в том, чтобы готовиться к сдаче экзамена? Ведь у слова «школа» смысл совсем другой.

Когда ученик сдает ЕГЭ, мы же ничего не проверяем, ничего не выявляем – ни как он рассуждал, ни как он думал, ни его ли это позиция. Я уже не говорю о безграмотности этих тестов, об их ужасе, их непродуманности в большинстве своем, об их формальном характере. Причем составители тестов зачастую логики не знают, не понимают различия родового и видового понятия: они их пишут через запятую. В обществознании какой ответ ни возьми, все правильные или все неправильные… Поэтому о чем мы говорим?!