http://tuofikea.ru/novelty

Мобильные телефоны чиновников расскажут правду о Крымске

Следственный комитет хочет проверить все их телефонные звонки, сделанные в ночь трагедии.

Пришла к кубанским чиновникам беда, откуда не ждали: Следственный комитет взялся проверить все телефонные звонки означенных персонажей в зоне наводнения в момент разгула стихии. Устный опрос тех, кто работал вечером 6 июля и в ночь на 7 июля, дал противоречивую картину происходившего, из чего можно заключить, что кто-то из них в лучшем случае что-то забыл или перепутал, в худшем – покривил душой. Ну а бесстрастные записи от сотовых операторов помогут установить истину.

Проверке подвергнется широкий ряд должностных лиц – от оперативных дежурных различных служб до работников администраций города, района и края. Соответствующие запросы уже направлены в Ростелеком, «Мегафон» и МТС.

Надо думать, некоторые из них пожалеют, что не пользовались обычной проводной связью, где разговоры не фиксируются, а налегали на мобильную – такую удобную, но и такую незащищенную в этом плане. Пикантности ситуации добавляет также и то, что раньше подобные проверки не были столь широкомасштабными, и подвергали им в основном тех, кто находится не в ладах с законом. Теперь дошла очередь и до тех, кто не в ладах со своими служебными обязанностями. Их станут слушать как каких-нибудь криминальных авторитетов.

Виновные будут найдены, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Следователи говорят, что на сверку показаний опрошенных с бесстрастными свидетельствами телефонистов уйдет не один день. В связи с этим вспоминается, что на заре мобильной связи в России многие полагали, будто звонить по сотовому безопаснее, чем по городскому, и тем самым веселили специалистов: в то время сигнал был аналоговым, не кодировался, и прослушать его можно было даже обычным сканирующим приемником. Многое с тех пор изменилось, разговоры шифруются по все более сложным алгоритмам, но только для «связистов», которые по закону должны предъявлять правоохранительным органам доступ к разговорам, они по-прежнему не секрет.

А уж когда будет восстановлена цельная картина событий, некоторым должностным лицам могут быть предъявлены обвинения, считает «Комсомольская правда». Вот тут-то они и пожалеют, что не бегали для важных звонков к будкам таксофонов… Впрочем, нет никаких гарантий, что даже и тогда вину за 171 погибшего не спишут на «стрелочников».

Первым из них уже стал глава администрации Крымского района Василий Крутько: губернатор Ткачев поспешил уволить его через два дня после наводнения. Правда, пока не нашлось руководителей, желающих отправить в отставку самого Ткачева, хотя, по мнению независимых экспертов, он на нее уже наработал. Но, говорят они, верховная власть никогда не принимает решений под давлением народа, чтобы, во-первых, это не было расценено как признак ее слабости, а во-вторых, Ткачев принадлежит к когорте непотопляемых губернаторов: он всегда обеспечивает «правильные» итоги голосования и слишком много знает о делах этой самой власти в благодатном южном крае, ее дворцах и прочем.

К тому же единороссы стоят за Ткачева горой: они заявили, что его увольнение «недопустимо и цинично». Наверное, по принципу «у человека и так горе, а тут еще вы со своим увольнением». Сам же Александр Ткачев призвал добивающихся его отставки сначала самим попробовать побыть на его месте, а уж потом критиковать.

Призыв, надо заметить, весьма оригинальный. Оно было бы и неплохо – побыть на месте губернатора и вкусить его «нелегкой» жизни, да только как же к нему подступиться, если Ткачев занимает свое кресло с 2000 года и только что переназначен на новый срок? Только и остается, что вспоминать недавно появившуюся песню «Но когда-нибудь ты уйдешь», хотя она посвящена совсем не ему…

Как известно, пострадавшие в наводнении пожаловались в воскресенье президенту Путину, что их никто не оповестил о надвигающейся катастрофе: телевизор они не смотрели, потому что вечером 6 июня во многих домах было отключено электричество, СМС-рассылки не было, а сирены не прозвучали.

А между тем для оповещения хватило бы несколько полицейских машин с «матюгальниками», если бы они стали курсировать по улицам и старым дедовским способом тупо вещать, что идет большая вода и нужно к ней готовиться. Но для этого кто-то должен был отдать им приказ, а таковых не нашлось. И здесь обнажается вся перестраховочная психология чиновника, рассуждающего примерно так: «Ладно, если наводнение будет: тогда я – герой. А если нет? Уволят ведь не колеблясь, да еще и обвинят во всех смертных, да еще и старые грехи припомнят, а то и дело заведут… Нет уж, лучше промолчать и не высовываться».

На этом фоне представитель краевого МЧС не нашел ничего лучшего, как в беседе с корреспондентом журнала «Деньги» обвинить само население. «Люди должны более ответственно подходить к выбору места для проживания. Всем известно, что Крымский район страдает от паводков», – сказал он.

Ну а если не подошли ответственно и поселились там, где затапливает, – что же их теперь, не оповещать? Чтобы знали в следующий раз?.. К тому же там затопило и многоэтажные жилые дома, а их самовольно не строят. Тогда это кому упрек – народу или власти?

Тем временем власти Кубани стремятся вернуть ускользнувший от них во время наводнения контроль за ситуацией и запретить нецентрализованную раздачу гуманитарной помощи, сообщают «Новые известия». Волонтеры «Экологической вахты по Северному Кавказу», которые начали «стихийно» работать в Крымске уже на следующий день после трагедии, утверждают, что местные бюрократы им только мешают. «Мы должны были базироваться в помещении детского сада. Мы договорились с его директором и перевезли туда огромное количество вещей, которые собрали люди в других городах, – рассказал изданию представитель «Эковахты» Виктор Чириков. – Но на следующий день к нам пришли чиновники из департамента образования и сказали, чтобы мы уезжали, потому что тут срочно надо делать ремонт. Мы просили, чтобы они дали нам хотя бы три дня, но они разрешили остаться максимум на сутки. С тех пор прошло уже четыре дня, а ремонт никто и не начинал. Да и как делать ремонт в здании, которое еще не просохло?»

А директор местной радиостанции «Электрон FM», координировавшей в прямом эфире работу волонтеров и рассказывающей о положении в Крымске, пожаловался в субботу, что трансляция передачи, где говорилось о причинах наводнения, была прервана, т. к. в редакции отключили электричество. В то же время в соседних зданиях электричество было, утверждают журналисты.