http://tuofikea.ru/novelty

Постсоветская интеграция стала безграничной

С 1 июля закрыты таможни между Россией, Белоруссией и Казахстаном

Событие, о необходимости которого так долго говорили все прогрессивные силы на постсоветском пространстве, свершилось. К счастью, на этот раз речь не идет об очередной революции, «крупнейшей геополитической катастрофе» и прочих деструктивных процессах, коими так изобиловала политическая история одной шестой части суши в XX веке. Напротив, на смену разрушительным катаклизмам на просторах бывшего СССР приходит (по крайней мере, очень хочется в это верить) «время собирать камни».

Как известно, с 1 июля окончательно вступили в силу положения межгосударственного соглашения между Россией, Белоруссией и Казахстаном о формировании единого таможенного пространства. Таким образом, с внутренних границ стран – участниц Таможенного союза сегодня исчезли пункты таможенного контроля, которые были переведены с российско-казахстанской и российско-белорусской границ на внешние границы Таможенного союза.

Ликвидация первых элементов в «частоколе разделительных линий», воздвигнутых 20 лет назад позднесоветскими элитами, рвущимися к власти под национальными знаменами, может стать поворотным моментом в процессе реинтеграции некогда единого народнохозяйственного комплекса. Очевидно, что отмена фискальных барьеров и административных ограничений в виде таможенных платежей и сопутствующих им (достаточно обременительных, а подчас и коррупциогенных) процедур при движении товаров, услуг и рабочей силы на общей таможенной территории будет объективно способствовать созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.

При этом все хозяйствующие субъекты в рамках новообразованного интеграционного объединения, которые так или иначе вовлечены в производственную кооперацию друг с другом, в результате упразднения внутренних таможенных границ получат новые конкурентные преимущества. В свою очередь, рост платежеспособного спроса на продукцию российских, казахстанских и белорусских предприятий (благодаря формированию емкого рынка в рамках постсоветской интеграционной группировки) позволит нарастить объемы производства, увеличить ВВП стран — участниц Таможенного союза и создать условия для осуществления модернизационного рывка в экономике, который до сих пор остается лишь на уровне благих пожеланий и широковещательных деклараций российских властей. После чего, «отвоевав» собственный рынок, отданный доморощенными неолиберальными сектантами (которые исповедуют известный экономический культ «невидимой руки») на откуп транснациональным корпорациям, можно будет совместными усилиями замахнуться и на международную торговую экспансию. Отсюда (в более отдаленной перспективе, конечно) уже «рукой подать» и до политического оформления интеграционного союза.

Однако, как говорится, «гладко было на бумаге…». В реальности же нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что вектор на постсоветскую интеграцию, мягко говоря, не совсем вписывается в общую модель олигархического капитализма компрадорского типа, построенную элитами. А значит, уже в ближайшее время стоит ожидать активизации лоббистских усилий по втягиванию России в такие сомнительные проекты по взламыванию национальных рынков, как ВТО или начало очередного раунда приватизации госсобственности (чтобы рассовать наиболее лакомые экономические кусочки по «социально близким» власти «карманам»).

Снятие внутренних таможенных границ между Россией, Белоруссией и Казахстаном, а также перспективы углубления постсоветской интеграции в интервью KM.RU прокомментировала научный сотрудник Центра проблем глобализации и интеграции Института экономики РАН Дарья Ушкалова:

— Безусловно, это событие положительно скажется на развитии реального сектора экономики всех трех стран. Не секрет, что порядка 20% проблем в области реализации инвестиционных проектов связано именно со сложностями таможенного администрирования. В этом смысле устранение таможенных границ внутри ТС будет, несомненно, способствовать активизации торгового сотрудничества между тремя странами. Что, в свою очередь, будет иметь целый ряд положительных последствий.

Углубление торгово-экономического сотрудничества между нашими странами означает появление предпосылок для развития кооперационных связей. Естественно, что это неизбежно отразится на повышении конкурентоспособности компаний трех стран на международном рынке.

Конечно, создание Таможенного союза — это лишь один из шагов в формировании постсоветской интеграционной группировки. Причем в условиях, когда ТС уже существует, а единого экономического пространства между тремя странами еще нет, может возникнуть такая ситуация, что производства начнут перемещаться (в рамках ТС) в страны с более благоприятным инвестиционным, налоговым и т. д. климатом. В нашем случае на роль основного бенефициара может претендовать Казахстан, где существует достаточно щадящий режим налогообложения. Это является классической проблемой для любого процесса экономической интеграции, что обусловливает необходимость последующего перехода от стадии Таможенного союза к стадии Единого экономического пространства с выравниванием экономических «правил игры» у всех участников интеграционной группировки.

Это нужно для того, чтобы избежать «конкуренции юрисдикций», когда различные условия хозяйствования в странах влияют на складывающуюся производственную конфигурацию. Вот почему участники ТС уже сейчас обсуждают вопрос перехода к стадии ЕЭП. Этот процесс уже начат, и сторонами ведется активная работа на этом направлении. В частности, уже есть конкретные договоренности по срокам и «дорожной карте» по переходу к ЕЭП. В результате чего мы получим единый интегрированный хозяйственный комплекс после завершения процесса выравнивания, унификации и гармонизации ключевых направлений государственной политики. Речь идет не только о налоговой политике, но и комплексе мер, касающихся технического регулирования.