http://tuofikea.ru/novelty

Граждане не хотят медведевской приватизации

Зато идея увольнять чиновников за подозрение в коррупции нашла горячую поддержку.

На недавно прошедшем Петербургском экономическом форуме президент Медведев выступил с очередными модернизационными инициативами. Часть из них народу понравилась, часть – нет. Так, предлагаемый Медведевым уход государства из крупного бизнеса, являющийся, по сути, второй волной приватизации, не одобрило большинство из опрошенных ВЦИОМ респондентов.

Президент же считает его необходимым условием для модернизации и говорит, что государство должно отказаться не только от контрольных, но и от блокирующих пакетов акций в крупных компаниях и корпорациях. Граждане полагают иначе. 47% процентов назвали эту идею Медведева «неважной и ненужной мерой». Наоборот, «важной и нужной» она представляется лишь 27%. Остальные затруднились с ответом.

Возможно, столь «жидкие аплодисменты» связаны с тем, что слово «приватизация» устойчиво ассоциируется в сознании людей с творившимся в 90-е годы. Цели провозглашались благие, но выиграли единицы, а проиграли большинство, в том числе, государство. То же самое, подсознательно, ожидается и сейчас.

К тому же, немаловажным является обстоятельство, что люди до сих пор воспринимают государственную собственность, как общественную. Ясно, что после продажи она уже таковой являться не будет, а денег никто из нас не увидит. Разве что бюджет, но ведь туда не заглянешь, чтобы проверить, так это или нет. К тому же наши олигархи имеют скверную привычку время от времени просить у государства вспомоществования в трудные мннуты, так что существует риск, что сейчас заплаченные ими деньги потом вернутся к ним обратно в виде господдержки. Как заметил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров: «Отношение к ней (приватизации 90-х) остается настолько негативным, что веры в какую-то новую приватизацию, которая может быть справедливой, нет», — сообщает Коммерсантъ.

Президент и крупные чиновники говорят о новой приватизации с такой регулярностью и убежденностью (о планах властей по новой приватизации KM.RU рассказал вчера), что создается впечатление, будто кто-то усиленно лоббирует ее в правительстве. И даже можно предположить, кто это – крупный бизнес. Те куски собственности, которые в нулевые годы ему по разным причинам были неинтересны или не по зубам, теперь, похоже, представляются в совсем ином свете. Все правильно, времена меняются, прибыльность раньше была выше там, а теперь стала здесь, и деньги устремляются вслед за ней. Но они наталкиваются на настроения граждан, у которых не вызывает отторжения то огосударствление, которое состоялось в «нулевые» годы благодаря созданию различных государственных корпораций. По мнению большинства общества – «это хорошо», сообщил Валерий Федоров.

А частная собственность в массовом сознании воспринимается позитивно только в том случае, «если она мелкая или средняя». Крупная же собственность «должна быть государственной». Эти взгляды людей, по словам социолога, «не меняются уже второе десятилетие». То есть государство в восприятии россиян это «абстрактное добро».

Соответственно, крупный бизнес воспринимается как противоположность добра. Всем ведь известно, как он создавался, и какие персонажи его возглавляют. Все они в обществе непопулярны. Да, их яхты охотно обсуждают, но если бы их самих изобразить на почтовых марках, то они не смогли бы держаться на конвертах по известной причине.

Зато другая инициатива Медведева – увольнять чиновников даже за подозрение в коррупции – нашла горячую поддержку граждан. 67% опрошенных заявили, что считают «важной и нужной» упрощенную процедуру увольнения чиновников, которую предложил Дмитрий Медведев. Это говорит о том, что в отношении бюрократии в обществе «установка на презумпцию виновности», поэтому большинство согласно, чтобы с госслужбы увольняли даже такого чиновника, который еще только подозревается в причастности к коррупции. «Неважной и ненужной» эту меру считают лишь 14% опрошенных. Возможно, это сами чиновники и есть (вместе с членами их семей).

Также 56% полностью согласны с президентом, что пора «перераспределить властные полномочия между уровнями власти в пользу местного самоуправления» а также пересмотреть соотношение налогов в пользу местных бюджетов. «Неважной и ненужной» эту идею считают 21%.

Неожиданно много людей — целых 20% — затруднились с ответом на вопрос, как они относятся к новым инициативам президента. Это может быть связано с тем, что президент выдвинул их меньше чем за год до окончания своего срока, а воплощение их требует существенно большего времени и у граждан нет уверенности, как сложится судьба этих предложений после марта 2012 года.

Валерий Федоров подчеркнул, что поднятые президентом вопросы относятся к разряду вечных: «Продавать госсобственность или не продавать», «централизовать страну или раздать суверенитета, сколько смогут унести», «судить казнокрадов или гнать со службы без суда и следствия». Всем эти «вопросам четверть века». Они не решены до сих пор и ясно, что не будут решены в оставшиеся до выборов 8 месяцев. А там генеральная линия власти может измениться.

Впрочем, министр финансов России Алексей Кудрин в интервью, которое он дал вчера шефу московского бюро NewYorkTimes Эллен Бэрри, заявил, что реформы продолжатся, независимо от результата выборов 2012 года. «Перемены в России должны прийти сверху, — сказал он. — В руководстве есть достаточно сильный либеральный элемент». Он также провозгласил, что на протяжении ближайших трех-пяти лет «государство должно практически выйти из контрольных пакетов всех ключевых компаний», и сделать поворот к частной инициативе. «Государство будет меньше вкладывать в компании, главный упор – на частные инвестиции».

Дмитрий Медведев в своем докладе на экономическом форуме в Санкт-Петербурге назвал экономическую ситуацию в России госкапитализмом и призвал прервать сложившуюся тенденцию. Премьер Владимир Путин, силами которого этот госкапитализм и создавался в нулевые годы, во время недавнего визита во Францию подтвердил, что по данному вопросу между ним и Медведевым «нет никаких отличий».

Соответственно, интервью Алексея Кудрина укладывается в русло заявлений его начальников и его можно рассматривать, как сигнал инвесторам, что программа приватизации будет выполняться и после 2012 года при любом раскладе политических сил. «На ближайшие три года мы планируем получить около 30 миллиардов долларов доходов от приватизации, но это только по первому пакету,- сказал Кудрин. — А по следующему пакету это будет больше, думаю, примерно на 25-50 процентов».

Следовательно, если уж результаты выборов не смогут повлиять на «приватизацию-2», то и мнения граждан, не желающих ее – тем более.

Но проблема состоит в том, что инвесторы-то не идут. Власть страдает от той модели экономики, которую она же и построила. Или, которая сама построилась в ее неумелых руках в 90-е годах. Теперь ей хочется западных инвестиций, а их все нет и нет. Слишком велика зависимость бизнеса в нашей стране от чиновников и это не нравится инвесторам, которые не привыкли и не хотят «решать вопросы» на наш манер у себя на родине.