http://tuofikea.ru/novelty

Футбол и инцест на Московском кинофестивале

В рамках Московского Международного кинофестиваля показано еще два фильма основного конкурса, а члены жюри ответили на вопросы журналистов

Жюри основного конкурса состоит из пяти человек. Четверо мужчин: режиссеры Карой Мак (Венгрия), Амос Гитай (Израиль), Николай Досталь (его фильм «Петя по дороге в царствие небесное» был удостоен Гран-при 31-го ММКФ) и Хавьер Мартин Домингес – директор фестиваля в Севилье. А председатель жюри – актриса Джеральдин Чаплин. Николай Досталь вошел в судейскую коллегию ради нее:

– Я недавно закончил большой многосерийный фильм для канала «Россия» под названием «Раскол» и собирался отдыхать, но когда мне сказали, что жюри возглавит Джеральдин Чаплин, все мои сомнения отпали. Никакого отдыха, а только работа под ее руководством!

Отношение к Джеральдин Чаплин – женщине обворожительной и умной – у всех членов жюри трепетное. Но сама она уверена, что оно не скажется на отношении к фильмам конкурсной программы, и жарких дискуссий не избежать:

– Я ненавижу слово» судить». Фильмы я смотрю глазами, сердцем, умом, и всем телом. Я не думаю, что искусство можно воспринимать рационально. Конечно, в финале придется назвать победителей, тут нужен консенсус.

Судя по всему, жюри придется нелегко. Постановочная культура, по крайней мере, пяти из шести уже показанных фильмов очень высока. При этом, все они разножанровые. Сюжеты внятные, драматургия крепкая, темы серьезные, изображение и звук радуют глаз и слух. Большинству картин все же свойственна некая холодноватая отстраненность.

Из этого ряда выбивается эмоциональный, сердечный сербский фильм «Монтевидео». Действие происходит в 1930-м году. События основаны на реальной истории из жизни первой югославской футбольной сборной. Футбол часто используют в кинематографе для описания модели мира (напомним только о последних по времени фильмах : российском «Гарпастуме» и венесуэльском » Брате» — лауреате 32-го ММКФ).

В «Монтевидео» повествование ведется от имени мальчика, который дружит с главным героем и мечтает о том, чтобы его футбольная команда попала на чемпионат мира в Монтевидео. С одной стороны, это фильм о мечте, которой суждено сбыться. С другой, – фильм-воспоминание о том времени, когда Югославия была единой. Весь фильм пропитан историей страны, памятью об одной, недавно закончившейся, войне и предчувствием следующей. Если говорить об атмосфере фильма, тут уместна параллель с повестью Бориса Балтера «До свидания, мальчики».

Сюжет простой — формирование футбольной сборной, да еще любовный четырехугольник, из которого все действующие лица выходят с честью. Текст чрезвычайно колоритный и афористичный (например, мальчик говорит: » тогда футбол был не то, что теперь — когда по полю бегают богатые, а смотрят его бедные»). Изобразительный ряд не уступает литературному: «картинка» стилизована под слегка пожелтевшую, выцветшую фотографию, и ни на секунду не возникает впечатления, что вы видите современных актеров, ряженых в исторические костюмы. Лица чистые, люди чистые, отношения чистые.

Фильм ароматный, как старое грузинское кино, а воздействует, как народная музыка Балкан: она веселая, плясовая, задорная, но в ней – из-за скрипочек, наверное, всегда есть привкус горечи. В картине «Монтевидео» много любви к жизни и непоказной любви к Родине, которая и зовется патриотизмом. Режиссер Драган Белорглич комментирует:

– То, что вы отметили, несомненно в фильме есть. Неслучайно он собрал все возможные награды критики на территории бывшей Югославии. Все оценили то, что в этом фильме есть не только история, но и историческая перспектива. Конечно, снимая историческое кино, мы проецируем его в современность. И это было моей задачей. Что же касается патриотизма, я бы формулировал иначе. Я – актер с 30-летним стажем. И за последние 15 лет мне надоело смотреть на то, как в кино режиссеры унижают свою страну и, за счет этого, выходят на международную арену. Меня эта ситуация не устраивает, поэтому я снял вот такой дебютный фильм

Еще одна картина основного конкурса называется » Табу. Душе не место на земле». Ее главные герои – австрийский поэт Георг Тракль и его сестра Маргарита (ученица, затем жена композитора Брукнера). Действие происходит в Зальцбурге и в Вене . Есть пара эпизодов, в которых появляется художник Кокошка, несколько сцен с Брукнером, немного – из жизни богемных салонов начала 20-го века, есть музыка, теперь уже – классическая, есть поэзия – преимущественно самого Тракля.
Скорее, из нее, чем из надежных документальных источников, рождается версия о преступной связи Георга и Греты. Инцест и постоянное чувство вины и страха, становится предметом вдумчивого, художественно-изысканного исследования. Судя по всему, режиссеру Кристофу Штарку близко высказывание героини: «за грехи люди расплачиваются не на том ,а на этом свете». И Георг, и Грета Тракль покончили жизнь самоубийством.