http://tuofikea.ru/novelty

Топ-менеджеры дочки «Газпром Нефти» арестованы в Сербии

Правозащитица Ольга Курносова публично призвала власти Сербии освободить находящихся с 13 ноября 2013 года под арестом в тюрьме Панчево, топ-менеджеров компании «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS, дочерняя структура ОАО «Газпром нефть») – россиянина Виктора Славина и украинского гражданина Джаджита Сингха. Обращение было сделано на прошедшем вчера, 5 марта, пикете у здания посольства Сербии.

«Обращаюсь к Правительству Сербии! Мы просим внимательно расследовать дело Сингха-Славина, разобраться в нем. И на самом деле вынести законное, обоснованное решение. А оно может быть только одно – освободить Сингха и Славина», — заявила Курносова.

Участие во вчерашней акции приняли московские общественники. Они развернули плакаты и призывали освободить арестантов. Надписи на плакатах гласили: «Сербия! Нам нужны хорошие отношения, а не незаконные посадки!», «Сербия! Возьмите дело «Сингха – Славина» под особый контроль!», «Сербия! Остановите беспредел СБ NIS!». Случайными свидетелями пикета стали английский посол Тим Барроу и его французский коллега Жан-Морис Риппер, посетившие перед этим немецкое посольство, находящееся по соседству с сербской дипмиссией на Мосфильмовской улице.

На имя префекта ЗАО Алексея Александрова еще 28 февраля было направлено уведомление о предстоящем пикете. 4 марта заявителям неожиданно, притом в устной форме, отказали в согласовании под предлогом того, что у посольства не помещается заявленное количество пикетчиков (50 человек), хотя и прежде здесь спокойно собирались сотни пикетчиков. Участники вчерашней акции посчитали, что раз за три дня им так и не отказано, то по закону акция согласована. Однако не стали обострять обстановку и ограничились одиночными пикетами.

В панчевскую тюрьму Славина и Сингха бросили по огульным подозрениям в «коррупции». Тогда же полицейскими были задержаны, но после внесения залога (400 тысяч евро) отпущены владельцы австрийской BMR Group (подрядчик NIS) — Драгиша Деспотович и его сын Александр. Притом Деспотович-старший никак не проходил по делу «балканских пленников», а был схвачен случайно, когда пришел к полицейским узнать, что с его сыном.

Эксперты не сомневаются, что все эти аресты инспирированы главой службы безопасности NIS Игорем Тарасовым и его замом Игорем Черновым, куратором НПЗ в Панчево, с согласия гендиректора NIS Кирилла Кравченко, сына попавшегося на плагиате социолога Альберта Кравченко. Тарасов и Чернов могут стаять и за агрессивной кампанией, развернутой против Сингха и Славина в российских и сербских СМИ.

Посол РФ в Белграде Александр Чепурин как будто не замечает произвол в отношении Славина. Такая позиция посольства может объясняться тем, что здесь раньше работал Тарасов. Украинским дипломатам приходится выручать Сингха на свой страх и риск, так еще в ноябре истек срок полномочий посла Виктора Недопаса, а нового посла не успел назначить ни Янукович, ни новые власти.

Дело Сингха – Славина в прокуратуре Панчево ведет зампрокурора Оливера Секулич Шошдеан (Olivera Sekulić Šošdean). Через неделю, 13 марта, истекает срок содержания их под стражей. Сербские законы предписывают прокуратуре или направить обвинительное заключение в суд не позднее 5 суток до этого момента, или же извиниться и отпустить подозреваемых.

Следственные действия в отношении Сингха и Славина проводятся с грубейшими нарушениями правовых норм. К ним применена самая тяжкая часть статьи 367 уголовного кодекса (получение взятки), хотя по мнению юристов данный состав преступления принципиально отсутствует. Однако произвольное толкование панчевской прокуратурой 367-й статьи дает предлог держать «взяточников» в СИЗО и 60 суток спустя.

Адвокаты в Сербии обладают правом знакомиться с материалами дела еще до предъявления их подзащитным обвинений. Но в случае с Сингхом и Славиным прокуратурой создан «прецедент», защите предоставлены не оригиналы «прослушек», которые сделали в СБ, а транскрипт их неточного перевода на сербский.

Прокуроры обязаны обосновывать и причины для продления сроков содержания под стражей. Но в прокуратуре Панчево переложили ответственность на полицейских, не суетящихся с передачей улик. Все это на пользу Тарасову с Черновым в их «играх» против Сингха и Славина.

«Вина» последних в том, что Сингх требовал от подрядчика поскорее и качественнее выполнять обязательства по «коррупционному» контракту. С 19 апреля до 13 ноября между NIS и BMR Group было подписано 5 договоров на сумму в 26,1 млн. евро (с НДС) и 1 договор на 54 млн. 34 тыс. динар. Два эксклюзивных заказа можно было доверить только этой компании.

По «коррупционному» контракту, который скреплен подписью Славина, BMR Group имела право на 10%-ный бонус (за качество и выполнение работ раньше срока). При этом документ подписывался еще десятком представителей NIS, в т.ч. из «конторы» Тарасова. Не секрет, что летом 2013 года гендиректор NIS Кирилл Кравченко, до того сам занимавшийся всеми контрактами, дял чего-то оформил доверенность на Славина.

Претензии СБ NIS к Славину и его коллеге в том, что Сингх, как директор по стратегии и инвестициям и зампред тендерной комиссии, в беседах по телефону с потенциальными участниками тендеров проговаривал им требования максимально уменьшить цены и сообщал о прайсах от конкурентов как ориентире.

По версии следствия, это якобы обеспечивало для BMR Group преференции на открытых торгах на понижение. Эксперты подобную трактовку считают абсурдной, поскольку снижение аппетитов крупных подрядчиков исключает такой риск как корпоративные сговоры и экономит деньги собственников компании.

В материалах дела упомянут факт, что Славиным предоставлялся договор, в котором прописан бонус в 10% от суммы контракта за ускоренное и доброкачественное выполнение работ. Мол, этот бонус якобы мог быть дважды передан от BMR Group от одного посредника другому в Австрии.

Ни одного «вещдока», не считая транскрипта, к деле не прилагается. Но видны потуги склонить Деспотовичей, Сингха и Славина к самооговору. Хозяева BMR Group пошли на принцип, и NIS даже не рискнула расторгнуть «коррупционные» контракты. Проявили характер и Славин и Сингх. «Маринование» их в тюрьме остается последним инструментом давления.

В январе на допрос следователи пригласили работника СБ NIS Александр Тодорович. Говоря им о сути контракта с BMR Group, Тодорович ответил, что если бонус (10%) получили в руки Сингх и Славин и если это будет установлено в суде, то речь идет об ущербе, понесенном NIS. Если факт дачи взятки не подтвердится, то и в этом случае NIS якобы терпит ущерб из-за того, что СМИ сообщали об аресте Славина и Сингха.

Допустят ли произвол органы правосудия Сербии, восторжествует ли справедливость или нет, осталось ждать совсем недолго.