http://tuofikea.ru/novelty

Ситуация в Ливии переходит в дипломатическую стадию?

Поскольку военная операция НАТО, по всем признакам, зашла в тупик, международное сообщество активизировало дипломатические усилия в поиске политического решения ливийского кризиса.

Три недели спустя после вмешательства в ливийский конфликт перед коалицией встал вопрос: что делать дальше? Закрыть воздушное пространство над Ливией, как и ожидалось, удалось без особого труда, однако это не привело к решительному перелому в ходе гражданской войны в стране.

Войска Каддафи прибегли к проверенному тактическому приему: скрываясь в густонаселенных городах и используя население в качестве «живого щита», они становятся неуязвимы для авиаударов. Кроме того, Каддафи старается минимизировать применение бронетехники, заведомо демаскирующей правительственные силы, заимствуя тактику повстанцев – применяя гражданский автотранспорт, усиленный крупнокалиберным стрелковым оружием. Поэтому при бомбежке очень трудно отличить войска Каддафи от повстанцев.

Ситуация осложняется с каждым днем, уже есть факты гибели самих повстанцев в ходе натовских авиаударов. В результате коалиция была вынуждена сократить число авиарейдов в районах непосредственного соприкосновения враждующих сил (Мисрата, Адждабия), опасаясь серьезного побочного ущерба, который отвратит от нее ливийское общественное мнение. Однако такая мера, в свою очередь, привела к росту среди повстанцев недовольства недостаточным участием НАТО.

Министр иностранных дел Франции Ален Жуппе впервые признал, что «военное положение запутанное и неопределенное, существует риск увязания». «Хотя Каддафи дестабилизирован и ослаблен, его войска сохраняют преимущество на местности, а европейские страны существенно расходятся по вопросу, как добиться его ухода», – констатируют европейские СМИ.

Западные дипломаты продолжают настаивать, что переход к наземной операции в Ливии совершенно исключен, поскольку с самого начала целью операции была защита гражданского населения, а вовсе не стремление переломить ход гражданской войны, которая там происходит. Похоже, что готовых поверить этим заверениям становится все меньше не только в арабском мире, но и в самих странах НАТО, поскольку весь ход военной операции свидетельствует ровно об обратном.

Каждый раз, когда под натовскими бомбами и ракетами гибнут противники Каддафи, западное командование приносит извинения. Когда же ракеты и бомбы убивают десятки сторонников Каддафи, никто ни о чем не сожалеет. Их обгоревшие трупы показывают по телевидению как подтверждение того, что удар был успешным. Как если бы речь шла не о ливийцах, а об иностранных оккупантах или пришельцах из космоса. В самой Ливии, по обе стороны баррикад, становится все больше тех, кто начинает подозревать, что Запад своими действиями поддерживает междоусобицу и взаимное уничтожение ливийцев с целью максимального ослабления позиций будущего победителя, кем бы он ни был. Тем более что в отличие от другой африканской страны, Кот-д’Ивуара, где «миротворческие силы», едва высадившись на берег, открыто встали на сторону одной из враждующих группировок, – западная дипломатия весьма смутно представляет, на кого из лидеров антикаддафистов следует сделать ставку.

Кроме того, имидж противников режима Каддафи и движущие ими мотивы с каждым днем вызывают все больше вопросов. Так, среди опубликованных сайтом WikiLeaks американских дипломатических документов – две телеграммы посольства США в Триполи, датированные февралем и июнем 2008 года. Они сообщают о превращении восточной Ливии в «неистощимый источник шахидов для мирового джихада». Согласно телеграммам, именно туда – в Бенгази и Дерну – возвращались прошедшие идеологическую и боевую подготовку арабские боевики из Афганистана и Пакистана.

Примечателен и другой документ – доклад американской военной академии Вест Пойнт, опубликованный в декабре 2007 года. Как передает информационный сайт «MIGnews», доклад анализирует структуру «иностранного джихада» в Ираке. Так, из 600 человек, на которых были данные, 41% были гражданами Саудовской Аравии. На втором месте «джихадисты» из Ливии и, в частности, из восточной части этой страны – треугольника Бенгази – Дерна – Тобрук.

В свою очередь, израильские источники сообщают, что ливийские «борцы за свободу» уже продали палестинскому движению «Хамас» и ливанской группировке «Хизбалла» около двух тысяч снарядов с горчичным газом и 1200 — с нервнопаралитическим наполнителем.

На фоне подобных сообщений американские конгрессмены, со своей стороны, выразили обеспокоенность ситуацией в Ливии, заявив, что им необходимо больше информации о вооруженных оппозиционерах, которые сражаются против войск ливийского лидера Муаммара Каддафи, чтобы одобрить поставку оружия для них.

Поскольку военная операция НАТО, по всем признакам, зашла в тупик, международное сообщество активизировало дипломатические усилия, направленные на поиск политического решения ливийского кризиса.

Делегация Африканского союза, в состав которой вошли руководители Южной Африки, Мавритании, Мали, Уганды и Конго, встретилась с ливийским лидером Муаммаром Каддафи и членами Временного национального совета, чтобы попытаться достичь соглашения о прекращении огня в Ливии.

«Дорожная карта» по разрешению конфликта в Ливии, предложенная делегацией АС и принятая правительством Каддафи, включает немедленное прекращение огня, установление национального диалога, защиту иностранных граждан на территории Ливии и оказание гуманитарной помощи нуждающимся. Африканские лидеры также заявляют, что правительству Ливии следует составить планы на переходный период, на протяжении которого должны быть начаты реформы.

Режим Каддафи, в свою очередь, демонстрирует готовность пойти на некоторые уступки. Президент ЮАР Джейкоб Зума, возглавляющий делегацию африканских лидеров, заявил, что Муаммар Каддафи принял предложенный ими план по прекращению огня. Ведутся разговоры о том, что парламент обсуждает расширение прав и свобод и возможность принятия новой конституции.

Все эти заявления мало что значат для лидеров повстанцев, которые продолжают утверждать, что не согласятся ни на что, кроме отставки Каддафи. На востоке Ливии многие с подозрением относятся к Африканскому союзу и Турции, которая также прилагает усилия к дипломатическому урегулированию конфликта, считая их слишком симпатизирующими полковнику Каддафи и заинтересованными в контролируемых его правительством запасах нефти.

В том же духе воспринимают инициативу Африканского союза и в Вашингтоне, который вместе с другими западными столицами заявил о необходимости отстранения Муаммара Каддафи от власти. В общем контексте развития конфликта, считают американские эксперты, действия Африканского союза – не более чем дипломатическая реприза, которая на самом деле ничего не меняет.

Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила 11 апреля, что в Вашингтоне продолжают «ждать полного протокола» переговоров с участниками миротворческой миссии Африканского союза в Ливии. В то же время она ясно дала понять, что любые попытки под прикрытием дипломатических миссий заморозить ситуацию в Ливии и сохранить нынешний режим в этой стране для Вашингтона неприемлемы: «Я не думаю, что существуют какие-то загадки относительно того, чего мы ожидаем от Каддафи. Ливийский лидер должен объявить перемирие, его силы должны покинуть города, взятые ценой многих человеческих жизней, а сам Каддафи должен отказаться от власти и покинуть Ливию».

Тем временем Вашингтон со своей стороны начинает прощупывать альтернативные варианты урегулирования ливийского кризиса, позволяющие всем заинтересованным сторонам выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями.

Так, газета «New York Times» со ссылкой на неназванного дипломата и на высокопоставленного ливийского чиновника сообщает, что два сына ливийского лидера Муаммара Каддафи, оказывается, являются сторонниками демократических преобразований в Ливии. По данным источников издания, с таким предложением выступили Саиф аль-Ислам и Саади Каддафи. Собеседник газеты в Ливии пояснил, что оба они «хотят двигаться в сторону перемен в стране», причем без участия их отца. Вместе с тем газета отмечает, что не все в семье Каддафи положительно смотрят на возможность демократических перемен. Так, его сыновья Мутассим и Хамис Каддафи остаются сторонниками «жесткой линии». По всей видимости, американцы прощупывают вариант выхода из кризиса через легитимную передачу власти «преемнику», фигура которого окажется в той или иной степени одобрена правящим семейством Каддафи.

О своей поездке в Ливию сообщил бывший американский конгрессмен Курт Уэлдон. Политик утверждает, что на переговоры его пригласил начальник штаба Каддафи. Американский эмиссар оговорился, что его визит в Ливию считается частным. Тем не менее о нем проинформированы президент США Барак Обама и члены Конгресса. По версии телеканала CNN, ссылающегося на свои источники в Администрации президента, американцы предложат Каддафи отказаться от власти в Ливии и занять кресло почетного председателя Африканского союза. Руководство страной предложено передать переходному правительству под руководством нынешнего премьер-министра Багдади Али аль-Махумуди и лидеров оппозиции.

Кроме того, будет создана независимая международная комиссия, в которой будут работать американцы, европейцы, африканцы и представители ближневосточных стран. Этот орган подготовит и проведет в стране парламентские выборы, в которых сможет принять участие сын Каддафи – Сейф аль-Ислам.

В свою очередь, советник президента США по национальной безопасности направляется в Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты для обсуждения ситуации, связанной с волнениями, охватившими Ближний Восток.

Белый дом также объявил, что президент Барак Обама встретится с правителем Катара шейхом Хамадом бин Халифой аль-Тани. Катар, будучи прямым конкурентом Ливии на мировом энергетическом рынке, выступил одним из наиболее активных и заинтересованных сторонников военного вмешательства в ситуацию в этой стране. Катар стал первой арабской страной, признавшей антиправительственных повстанцев Ливии как законных представителей ливийского народа.

Похоже, и в Вашингтоне, и в Брюсселе все больше тех, кто заинтересован в политическом решении ливийского кризиса. С каждым новым днем воздушной войны становится все более очевидным, что НАТО не способен развить собственный успех, поскольку без наземной операции невозможна эффективная военная кампания, а для проведения такой операции нет политической воли. НАТО не горит желанием бесконечно продолжать бомбежку Ливии, которая очень дорого обходится силам коалиции в смысле финансовых затрат и политической репутации. Хотя военная акция и установление бесполетной зоны получили определенную международную поддержку, сейчас все больше наблюдателей озабочены политическими целями воздушных ударов, и все больше вчерашних сторонников резолюции Совбеза ООН постепенно перестают поддерживать действия союзников.

На минувшей неделе США перестали использовать свою авиацию для боевых действий в Ливии, а Барак Обама объявил, что в 2012 году будет баллотироваться на второй срок. Едва ли совпадение этих двух событий во времени – случайность. Американской администрации надо как-то объяснить американскому избирателю, зачем лауреат Нобелевской премии мира затеял войну, заметим, третью за последнее время при двух не оконченных. Впрочем, по словам экспертов, внешняя политика страны для американских избирателей не является приоритетной при выборе президента.

О том, что в сложившейся ситуации остро актуальным становится именно политическое решение ливийского кризиса, свидетельствует и письмо Муаммара Каддафи, обращенное к Бараку Обаме с просьбой приостановить военную операцию НАТО в этой стране.

Ливийский лидер называет президента США «сыном» [надо полагать, Африки. – Авт.] и желает ему победы на президентских выборах 2012 года. Каддафи просит Барака Обаму прекратить «несправедливую войну против маленького народа в развивающейся стране». Он также справедливо указывает, что демократию нельзя построить с помощью ракетно-бомбовых ударов. Кроме того, Муаммар Каддафи апеллирует к антитеррористической риторике американских лидеров, намекая, что противники ливийского режима являются членами террористической организации «Аль-Каида».

Ответ Вашингтона на обращение Каддафи, озвученный госсекретарем Хиллари Клинтон, был вполне предсказуем. Да и сам Каддафи едва ли всерьез рассчитывал, что своим письмом сможет переломить линию Белого дома в отношении себя и своей страны. Подчеркнуто уважительный, взвешенный и рациональный стиль письма Муаммара Каддафи президенту США уже сам по себе является сильным контрпропагандистским ходом. Основной посыл информационной войны, развязанной против режима Каддафи, строится на восприятии ливийского лидера как сумасшедшего диктатора, окончательно утратившего способность адекватно воспринимать окружающую действительность и уже в силу этого представляющего угрозу не только для собственного народа, но и для международного мира и безопасности. Своим письмом к американскому президенту Муаммар Каддафи стремится скорректировать свой имидж, представляясь умудренным опытом, здравомыслящим и вполне договороспособным дипломатом. В ситуации, когда все ожидали от него скорее маниакальных призывов к всемирному джихаду против иудео-христианских крестоносцев и угроз применения оружия массового поражения в духе Ахмадинежада, ливийский лидер грамотно играет на контрасте и набирает очки.

Каддафи, судя по всему, выстраивает свою внешнеполитическую линию обороны на предположении, что война в Ливии хоть и готовилась, но началась довольно спонтанно и США ввязались в чужую авантюру, будучи не слишком в ней заинтересованы. Теперь администрация Обамы вынуждена выкручиваться, и задача Каддафи – обозначить приемлемые для обеих сторон границы для дипломатического маневра.

Тем временем ливийские власти пытаются найти поддержку среди тех, кто не присоединился к коалиции и может выступить посредниками в разрешении конфликта. Так, замминистра иностранных дел Ливии Абделати аль-Обеиди направляется в Турцию, а затем на Мальту. Ранее он посетил Афины. После переговоров с посланником Муаммара Каддафи глава МИД Греции Димитрис Друцас заявил, что власти Ливии пытаются разрешить сложившуюся вокруг страны ситуацию мирным путем.

Очевидно, что ливийский режим стремится использовать затянувшуюся патовую ситуацию в свою пользу, чтобы не дать ей перейти в следующую возможную фазу, предполагающую начало полномасштабной наземной операции. Что, в свою очередь, потребует пересмотра положений резолюции СБ ООН №1973, а это значит, что ливийский вопрос вновь станет актуальной внутриполитической темой не только для США, Франции, других стран, непосредственно вовлеченных в конфликт, но и для России.,,