http://tuofikea.ru/novelty

У Путина есть наследие. А у Медведева?

Нынешний глава государства дал понять, на чем будет строить свою предвыборную кампанию

Дмитрий Медведев сделал вчера едва ли не последний шаг к тому, чтобы выставить свою кандидатуру на президентские выборы 2012 года. Причем сделал это абсолютно самостоятельно, не посоветовавшись с Владимиром Путиным.

В интервью Центральному телевидению Китая Медведев прямо заявил: «Я не исключаю того, что я буду баллотироваться на новый срок, должность президента. Решение будет принято, причем уже в достаточно короткой перспективе, потому что, как Вы правильно сказали, уже меньше года остается».

Самое примечательное в этом заявлении даже не то, что окончательной развязки осталось ждать совсем недолго, а то, что Медведев впервые заявил о своих намерениях от первого лица, сказав: «Я не исключаю», а не (как это ранее подразумевалось) «Мы, посоветовавшись, решили». Ни сам Медведев, ни Путин ранее столь категорично о своих намерениях не распространялись.

Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, к которому журналисты обратились вчера за разъяснениями, заявил, что не готов комментировать слова президента до тех пор, пока не ознакомится с текстом интервью Медведева. «Мы, к сожалению, еще не успели ознакомиться: мы – в Киеве (российский премьер посетил Украину с рабочим визитом. – Прим. авт.)», – пояснил он.

Сам Владимир Путин последний раз касался темы своего возможного участия в президентских выборах в декабре 2010 года. Тогда в интервью телеканалу CNN премьер заявил, что говорить о его участии в выборах пока рано. При этом Путин отметил, что этот вопрос требует согласования с действующим главой государства.

Да и сам Медведев до вчерашнего дня не позволял себе высказываться на эту тему так категорично. За него это делало его ближайшее окружение, которое буквально толкало Медведева к тому, чтобы он выставил свою кандидатуру на выборы. При этом иные советники президента (такие как глава ИНСОР Игорь Юргенс) апеллировали сразу к двум членам тандема. К Путину – чтобы тот вовсе отказался от участия в выборах: более высокий рейтинг нынешнего премьера, видите ли, заведомо ставит крест на президентских амбициях Медведева. А к самому Медведеву – чтобы тот, употребив свой административный ресурс, кулуарно «договорился» с Путиным, «убедив» того снять свою кандидатуру с выборов.

В результате такой комбинации перед силами, мечтающими о «либеральном реванше», возврате в России порядков, господствовавших в 1990-е, открывался путь ко всей полноте власти. По сути, нашим либералам не хватало только двух вещей: во-первых, отказа от власти Путина, а во-вторых – публичного громогласного согласия самого Медведева. На последнее, судя по вчерашнему интервью, Медведев решился.

Эта решимость – быть самостоятельной альтернативой Путину – сквозила вчера во многих местах интервью Дмитрия Медведева.

Да, заявил Медведев, перед ним и Владимиром Путиным стоит одна цель: «чтобы через 10-20 лет Россия была одним из самых сильных, мощных государств в мире». Но тут же Медведев делает важную оговорку: «Мы просто, может быть, по-разному видим методы и способы достижения этого процветания».

«Мой курс – это модернизация экономики и модернизация политической жизни, – подчеркнул президент, прозрачно намекая, что модернизацию можно ждать только от него, а не от Путина. – Мы не должны отказываться от всего хорошего, что мы сделали, скажем, за последние 20 лет и в особенности за последние 10 лет, но мы должны смотреть вперед».

«Мы должны быть открыты и к той критике, которая раздается, – считает Дмитрий Медведев. – Это не значит, что мы должны следовать всем тем рецептам, которые нам пытаются предлагать, но мы должны их все-таки внимательно выслушивать и уж только потом делать выводы, что нам принимать, а что не принимать. Нельзя отгораживаться, нельзя говорить: знаете, мы все сами хорошо знаем, мы сами у себя разберемся. Потому что, как правило, за этим следуют заскорузлость, нежелание меняться, а потом и застой, стагнация, разрушение основ государства».

«Изменения назрели, – подчеркнул Медведев. – Кто не меняется, тот остается в прошлом. Это очевидно. Все крупнейшие страны быстро меняются, поэтому ни одна из существующих конструкций не может быть вечной. То, что было хорошо 10 лет назад, уже нехорошо сегодня. Мы должны приспосабливаться под меняющийся мир, приспосабливать этот мир под себя».

Двукратно произнесенные Дмитрием Медведевым «10 лет» – это как раз время правления Путина: сначала – в качестве президента, затем – в качестве премьера. И потому вся критика, доставшаяся этому десятилетию от нынешнего президента РФ, – это критика прежде всего самого Путина.

Думается, на таком противопоставлении – изъянов путинского наследия и светлых альтернатив, предлагаемых Медведевым, – во многом и будет строиться предвыборная кампания нынешнего главы государства, что, в принципе, и ожидалось. Сколь бы неоднозначно ни относились в России к Путину, он, как всем очевидно, оставил после себя наследие. А вот Медведев за три года своего президентства таковым не обзавелся.