http://tuofikea.ru/novelty

Друзья Ливии делят наследство Каддафи

В Париже на международной конференции «Друзей Ливии» вчера решали будущее этой страны — пишет сегодня «Коммерсант-Украина». Тон на форуме задавали Франция, Великобритания и Италия, которые сыграли ключевую роль в свержении режима Муамара Каддафи. По этой причине они рассчитывают на львиную долю будущих контрактов в богатой нефтью Ливии. Напомним, что переходный национальный совет Ливии в качестве законной власти признала и Украина.

Для определения будущего Ливии в Елисейский дворец съехались представители более 60 стран. Впрочем, большинству из них изначально отводилась роль статистов. Первую скрипку играли президент Франции Николя Саркози и премьер Великобритании Дэвид Кэмерон, которые председательствовали на форуме, а также госсекретарь США Хиллари Клинтон.

По признанию организаторов, главной задачей встречи было определение схемы построения в Ливии демократического государства, которое сменит более чем 40-летнюю диктатуру Муамара Каддафи, а также графика восстановления ливийской экономики, пострадавшей в ходе войны.

Однако, по мнению экспертов, разговоры о проведении в Ливии свободных выборов и обсуждение проблем восстановления водоснабжения и поставок продовольствия в разрушенную страну лишь скрывали главную цель конференции: победители спешат закрепить за собой право на самые лакомые куски ливийского пирога. Главную ценность в Ливии представляют, как известно, запасы нефти, которые составляют 29,5 миллиарда баррелей, а также залежи природного газа (1,6 триллиона кубометров). И делить эти ресурсы Запад начал задолго до падения Триполи.

Как сообщила вчера французская газета Liberation, Париж еще в апреле заручился обещанием переходного национального совета (ПНС) Ливии передать Франции контроль над 35% ливийской нефти в обмен на военную и политическую поддержку. В распоряжении издания оказалось письмо руководителя ПНС Махмуда Джабриля эмиру Катара Хамаду бен Халифе аль-Тани, в котором ливийский оппозиционер сообщает о заключении соглашения с Францией о передаче ей контроля над 1/3 ливийской нефти в обмен на «полную и безусловную поддержку нацсовета». Глава МИД Франции Ален Жюппе вчера заявил, что «не знает о таком письме». Однако он счел «логичным», что страны, которые активно поддерживали повстанцев, получат привилегии при восстановлении страны.

Италия также не теряет времени. В начале недели нефтяная компания ENI, которая активно работала в Ливии до войны, подписала соглашение с ПНС о сотрудничестве в сфере энергетики. Повстанцы пообещали итальянским партнерам предоставить все условия для восстановления деятельности компании в Ливии.

Россия в последние дни также резко активизировала усилия на ливийском направлении. Сначала Москва согласилась участвовать в работе конференции в Париже, а вчера объявила о признании ПНС законной властью Ливии. Впрочем, Россию в первую очередь заботит не заключение новых, а выполнение старых контрактов. И в Москве этого не скрывают. «Исходим из того, что заключенные ранее Российской Федерацией и Ливией договоры и другие взаимные обязательства сторон продолжают действовать в отношениях между двумя государствами и будут добросовестно выполняться», — говорится во вчерашнем заявлении МИД РФ о признании ПНС Ливии.

Однако, как полагают эксперты, говорить об этом Москве надо вовсе не с новыми ливийскими властями. «Экономические решения будут принимать те страны, благодаря которым переходный совет получил власть», — пояснил «Ъ» главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Он полагает, что России не стоит рассчитывать на выполнение Ливией прежних договоренностей.

Украина только вчера признала переходный национальный совет Ливии законной властью страны. «Украина приветствует завершение активной фазы военных действий на территории Ливии и надеется на возобновление стабильности и активизацию политических процессов, конечной целью которых должно стать создание нового демократического Ливийского государства», — говорится в заявлении Министерства иностранных дел. Кроме того, украинская сторона выразила готовность предоставить Ливии гуманитарную и техническую помощь.