http://tuofikea.ru/novelty

Профессор Глазычев: у народа возникло отвращение

Сегодня на пленарном заседании Общественной палаты РФ началось представление доклада о состоянии гражданского общества в стране за 2011 год.

Доклад подготовлен рабочей группой под руководством главы Общественной палаты (ОП) академика Евгения Велихова.

Аналогичные доклады озвучиваются с 2007 года, но до настоящего времени не имели широкого резонанса. Сегодня, после скандальных выборов и массовых протестов, связанных с ними, оценка состояния гражданского общества, высказанная известными людьми, вызывает интерес.

Накануне представления доклада «СП» побеседовала с двумя из его составителей – доктором искусствоведения, профессором Московского архитектурного института Вячеславом Глазычевым и директором Московского бюро по правам человека, членом рабочей группы Комитета по законодательству Государственной Думы Александром Бродом.

— Доклад – констатация аналитической картины происходящих в стране процессов, — говорит Вячеслав Глазычев. – В нём имеются разделы по всем основным блокам общественно-экономической жизни.

«СП»: — Там сказано, например, о сокращении общественных объединений. По каким причинам они сокращаются?

— Причин – огромное количество. Главная – банальная нехватка средств, потому, что грантовая поддержка ограничена, а у членов объединений либо не хватает ресурсов, либо они их расходуют на неотложные нужды, например, на операцию ребёнку. Практики сбора средств на свою деятельность общественными организациями, в нашей стране нет. Ещё одна причина – многие общественно-активные люди заняты зарабатыванием денег, времени и сил на другую деятельность у них не хватает.

«СП»: — В документе, среди прочего, говорится о причинах протестных выступлений в стране.

— Одна из них, касающаяся прошедших выборов, – отвращение! Отвращение к мелкому жульничеству, которое не меняет общей картины голосования, что раздражает ещё больше. Людей достало поведение средне-мелкого звена, которое выслуживается перед верхним.

«СП»: — Можно сказать, что россияне стали проявлять гражданскую активность?

— Будет видно, насколько она гражданская. Пока она личностная.

«СП»: — Но люди уже готовы публично выражать протест?

— Пока это не очевидно. Очевидным станет 24 декабря.

«СП»: — Вы «курировали» в докладе проблемы местного самоуправления…

— В течение последних шести лет ситуация в этой сфере существенно ухудшалась. Это очень опасный процесс, поскольку он парализует реальную активность на местах. Формально организации местного самоуправления существуют. Но в большинстве регионов власти стремятся сократить полномочия муниципального управления. Центр региональных чиновников в этом стремлении поддерживает. Результат: сокращение поля деятельности избранных мэров, насильственное или покупное – за какие-то блага – укрупнение поселений, слияние районной власти с властью малых городов… Из-за таких действий власти, местное самоуправление вырождается в номинальную форму. Региональным чиновникам сильные конкуренты в лице сильных мэров совершенно не нужны. Хотя из череды мэров рекрутировались сильные губернаторы.

Александр Брод участвовал в создании главы доклада о национальной политике, проблемах экстремизма и ксенофобии: «Практически весь этот год прошёл под знаком Манежки. Были предприняты попытки урегулирования ситуации с протестами. Но попытки являлись ситуативными: обыски участников протестных выступлений, изъятие литературы… Не были заложены серьёзные меры по профилактике ксенофобии.

«Русский марш», состоявшийся 4 ноября, показал, что проблема по-прежнему стоит крайне остро и даже получила новое звучание: к антикавказским и антимигрантским лозунгам прибавились антиправительственные. Настроения социально-политического протеста объединились с настроениями воинствующей ксенофобии».

«СП»: — Как можно оценить реакцию на это властей?

— Предпринимались попытки создания государственных структур по противодействию экстремизму. На заседании Госсовета в Уфе Медведев говорил о необходимости создания единой гражданской нации, но не пояснил, что это такое и как её создавать.

Проблема продолжает решаться путём предупреждений через СМИ, составления списков экстремистской литературы, вынесения обвинительных приговоров. Предлагается ужесточение регулирования интернета, усиления уголовной ответственности за экстремизм, однако при этом не конкретизируется понятие «экстремизм». Это создаёт риски подведения под этот закон деятельности политической оппозиции, оппозиционных СМИ и правозащитников.

Абсурдной выглядела попытка применения статьи об экстремизме к писателю Борису Акунину за одну из его книг. Но Следственный комитет вовремя одумался и не стал возбуждать на него уголовное дело.

Учитывая проблемы социально-экономического характера, проблемы в сфере образования, можно говорить, что проблема ксенофобии не снижена в этом году и будет проявлять себя вновь, объединяясь с настроениями социально-политического протеста.