http://tuofikea.ru/novelty

Католикам — святыни, нам – вертепы

Под шумок народных протестов против фальсификации результатов выборов в Госдуму РФ из России втихаря вывезли бесценные иконы святого прп. Андрея Рублева и Дионисия, которые стали предметом обмена на две работы мастерской итальянского художника Джотто.

На официальном сайте Третьяковки, откуда 5 декабря вывезли Рублева, до сих пор нет никакой информации об этом, не говоря уже о страховой стоимости (!), зато размещены дифирамбы с упоминанием «уникального историко-художественного и богословского проекта «Во Христе. Обмен художественными и духовными шедеврами между Россией и Италией. Джотто в Третьяковской галерее в Москве, Рублев и Дионисий в Баптистерии во Флоренции»?!

Тем самым полностью подтверждается наша информация об использовании православных святынь в экуменических целях, о чем предупреждали нас итальянские коллеги, резко протестующие против конфессиональной направленности культурного обмена!

Нужно напомнить, что ранее Рублев был категорически запрещен к вывозу за границу именно как национальная святыня, но после скандальной выставки в Лувре, легко сошедшей с рук доморощенным культуртрегерам, стало возможным вывозить всё, что карману душе угодно. И уже ни возраст, ни сохранность самого раритета не становятся непреодолимыми препятствиями для желающих нажить себе капитал любого рода на прокате уникальных шедевров русского художественного наследия. Причем к этому процессу, как видим, активно подключились и ОВЦС Московского Патриархата, и власть имущие при полном молчании не только СМИ, но и Союза музеев России во главе с Пиотровским. Получается, что святыни служат и Богу, и кесарю.

Да что там говорить о национальном гении Рублеве, когда 8 декабря 2011 г. в Праге президенты России и Чехии Дмитрий Медведев и Вацлав Клаус открыли выставку «Царский двор под скипетром Романовым (Коллекции музеев Московского Кремля)», куда были сняты из основной экспозиции Оружейной палаты … царские регалии, которые использовались при венчании на царство: бармы, скипетр и жезл Алексея Михайловича, золотая цепь Большого наряда Михаила Федоровича, наперсный крест-мощевик, которым благословил царя Михаила Федоровича его отец патриарх Филарет и т.д. Как подчеркнул на вернисаже Медведев, «Московский Кремль был исторически резиденцией главы российского государства, как бы этот глава ни назывался в тот или иной период российской истории». А ведь еще недавно он утверждал, что «Россия-молодая страна. Напомню, что в наступающем году ей исполнится только 20 лет».

По словам министра культуры Александра Авдеева, регалии династии Романовых «впервые покинули Кремль», и «подобной экспозиции нигде за рубежом не было». Следует добавить, что и быть не могло, ведь коронационные регалии представляют собой трансперсональный символ царской власти в России, свидетельствующий о национальном престиже и величии всего государства, и в силу своего статуса хранившийся в особой казне. Ни одна держава в мире не таскает по выставкам раритеты такого уровня, а в «молодой» России на это пошли.

Заметим, что участие Церкви в экуменических проектах с использованием святынь становится при новом патриархе весьма опасной тенденцией. Совершенно непонятно, как всё это вяжется с его недавними выступлениями по данной теме: «сейчас возникает перспектива использования икон не только музеями, но и Церковью. И у многих есть такая действительно реальная проблема — а что же будет? … Ведь икона — это то, что Церковь никогда не продаст… А если это будет передано Церкви, то все это будет иметь свое прямое предназначение. Это будет служить людям. И у Церкви никогда не подымется рука продать это. А тем более, за границу…»

Позвольте, а как же запланированное участие икон Рублева и Дионисия, вывезенных в католический баптистерий в Италии, в экуменическом праздновании 1225-летия Никейского собора?! Взяли бы да и устроили «уникальный историко-художественный и богословский проект» в православной церкви у себя на Родине, хотя бы в том же храме Христа Спасителя, куда могли пригласить при желании своих итальянских партнеров, ан нет — святыни вывозятся на потребу католикам, а в православный храм тащат … католические вертепы.

12 декабря 2011 г., на 3 неделе Рождественского поста, в музее Храма Христа Спасителя открылась рождественская выставка католических вертепов «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII в.» из коллекции Национального Музея Сан-Мартино (Неаполь), располагающегося в картезианском монастыре Чертоза ди Сан-Мартино (Certosa di San Martino). Забавно, но ряд российских СМИ на рождественских радостях договорился до умопомрачительных панегириков вроде того, что «сцены и вертепы смотрятся в стенах храма Христа Спасителя органичнее, чем соседняя выставка — с фотографиями росписей Дионисия в Ферапонтовом монастыре»?! Следуя такой логике, самыми органичными на открытии выставки были Апостольский нунций в РФ Иван Юркович и посол Италии в Москве Антонио Дзанарди Ланди, а не сопровождавшие их клирики ХХС, среди которых наш бывший коллега Юрий Мартынов, обросший бесчисленными связями для зачисления в штат ХХС (см. фото). Как известно, без вертепов, называемых в Италии «презепе», которые устанавливаются в храмах и на городских площадях как раз в середине декабря, не обходится ни одно католическое Рождество. Считается, что первым предложил создавать к празднику «живые картины» «святой» Франциск Ассизский, чьим большим поклонником является Владимир Путин: Подчас банальная игра слов у политиков оборачивается жизненными драмами, наподобие той, что произошла вскоре с самим Берлускони. Как бы то ни было, экспансивность Берлускони явно импонирует нынешнему главе российского правительства Владимиру Путину, который столь доверяет премьер-министру Италии, что отправлял своих дочек — Марию и Екатерину отдыхать на личной вилле Берлускони Вилла Чертоза на острове Сардиния. Их взаимные симпатии повлияли даже на путинскую риторику, в которой нет-нет да промелькнет пример … св. Франциска Ассизского. Еще в 2005 г., говоря о своих планах на будущее, Владимир Путин сослался на святого Франциска: «Каждый день, как святой Франциск, мотыжить свой небольшой участок — и удача придет». Спустя 3 года, на своём 56-летии, Путин повторил: «Мы должны, как святой Франциск, все время мотыжить свой участок, каждый день». И в этом году, в день св. мц. Татианы, Путин напомнил студентам: «Все мы должны на своем месте, как Святой Франциск, ежедневно мотыжить участок, отведенный нам Богом». Типичный неаполитанский вертеп представляет три сцены: Богородицу с Младенцем, поклонение пастухов и… итальянскую таверну. Как пояснила на вернисаже куратор выставки и директор Национального Музея Сан-Мартино в Неаполе Розанна Муцци, таверна — это гостиница, в которой не нашлось места Марии и Иосифу. Она как бы контрастирует с изображением пещеры, в которой родился Иисус Христос. Тем не менее, таверна в вертепе — это самая настоящая итальянская таверна, где на столе лежит связка чеснока, а на стенном крюке висит распотрошенная говяжья туша (см. фото). А еще говорят, что мясо и мясные продукты в притвор или во двор церковный вносить запрещено: «Ведомо же буди и се, яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею». По мнению генерального директора Специальной Дирекции Объединенных музеев города Неаполя по вопросам исторического, художественного и этноантропологического наследия Фабрицио Вона, участвовавшего в презентации, в вертепе происходит «смешение церковного и народного искусства». Однако большинство из 70 экспонатов выставки это, как правило, «придворные презепе», изготовлявшиеся при дворе Бурбонов и во дворцах неаполитанской аристократии. Их отбором занимались ключарь Храма Христа Спасителя прот. Еврей Михаил Рязанцев, он же — президент Фонда ХХС, и Лариса Анисимова из фонда «Академия Арко». По их словам, им не удалось найти «русских вертепов», поэтому на Рождественском богослужении в Храме Христа Спасителя никакого вертепа не будет, если не считать … католического вертепа в западной части храма, который был подарен устроителями выставки вертепов в 2005 г. Зато 16 декабря 2011 г. «в гостеприимных стенах главного православного собора Российской Федерации — в Центре изящных искусств на Волхонке, который располагается в стилобатном этаже Храма Христа Спасителя», как подчеркнул руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы Юрий Артюх, открылись «Дни православной культуры», которые организованы Советом попечителей ХХС по благословению патриарха Кирилла. Как видим, после нашего расследования уже не скрывается, что ЗАО «Центр изящных искусств на Волхонке» имеет прямое отношение к Храму Христа Спасителя, а вовсе не «арендует помещения технического корпуса», как пытался утверждать 22 ноября 2011 г. руководитель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества лобызатель руки папы римского — прот. Всеволод Чаплин. Злачное ДНО храма Христа Спасителя

Вообще данному заведению везёт на скандалы, судя по тому, что за последний год ЗАО «Баварский дом» и ООО «Шантеклер» взыскали с него более полумиллиона рублей…
Для проведения «Дней православной культуры» в зале Volkhonka Fine Arts Centre был задействован Благотворительный фонд содействия сбережению культурного наследия «Русская икона» (юр.адрес: 125047, Москва, ул Фадеева 7, стр.1, оф. 2), который возглавляет собиратель из Вологды Александр Петрович Бойцов. Похожее название есть у фонда развития и поддержки христианского искусства, православной живописи и литературы в Санкт-Петербурге, но в данном случае речь идет о его «тёзке» (см. реквизиты) при Богоявленском Кафедральном Соборе (Москва, Елоховская площадь 13). Всего для выставки фонду «Русская икона» удалось собрать ок. 300 икон (см. фото) из частных коллекций, не считая специально привезенных из-за границы, которые можно будет приобрести на аукционе. Итак, православные иконы в рамках «Дней православной культуры» экспонируются в подземной части Храма Христа Спасителя, а лучшие музейные залы ХХС отданы католическим вертепам !