http://tuofikea.ru/novelty

Чужие проблемы или своя жизнь?

«Те кто не хотят жить лучше, пусть живут как хотят» /Черномырдин/

Начну сразу с главного: помочь человеку в его реальности невозможно. Но возможно помочь в своей реальности, и то при условии того, что она более высокоорганизована. И если кто-то хочет, чтобы ему помогли – ему необходимо перейти в вашу реальность в роли «ведомого». А теперь подробно.

У человека возникает какая-либо ситуация – к примеру, болезнь, проблема с деньгами, работой, родственниками… В такой ситуации вроде как положено помогать, тем более если это не случайный человек: сослуживец, сосед, приятель, друг, родственник. А откуда взялась эта проблема – упала с неба или ему просто «не повезло»? Любая проблема в жизни человека продуцируется той реальностью, в которой он живет. Под реальностью следует понимать совокупность различных факторов, с которыми он взаимодействует постоянно, а также те методы, которые он использует для взаимодействий. Говоря проще – та модель жизни, которую он считает нормальной жизнью. Вопросы больше-меньше денег сюда не относятся – так как сами во многом являются неотъемлемой частью модели жизни человека. Темперологи меня поймут: достаточно просто вспомнить Социотипы.

Теперь, уточним понятие «помогать». Речь не идет о помощи ситуативной. Это когда надо перевести бабушку через дорогу, вытащить утопающего из воды или зайти к соседке передвинуть стол. Если конечно вы не спасатель или не работаете «мужем по вызову», не участвуете в конкурсе «добрых дел»… Речь идет о серьезной помощи, которая требует от вас погружения в процесс и на которую вы тратите свои переживания, интеллект, жизненное время – и при этом, требуется ваше личное участие в процессе. Вы искренне переживаете за результат – по сути, берете ответственность за него. Вы переживаете, что ваш знакомый болеет. Переживаете, что дети друга плохо себя ведут. Что ваш знакомый теряет работу за работой… И вы бросаетесь ему помогать в ущерб своим делам, интересам… – вы так воспитаны. По сути, вы участвуете в делах человека.

Но нужно напомнить, что проблематику рождает его реальность. Если вы из одной реальности – то можете помогать: но результат будет только тактический. Но к вам относиться будут хорошо. Если ваша реальность ниже реальности человека – то вы по большему счету, для человека станете дополнительной обузой, что бы вы не думали себе. И сомневаюсь, что после такой «помощи снизу» у вас сохранятся хорошие отношения: вы просто создадите человеку дополнительные проблемы, и все.

Если же ваша реальность более высокоорганизована – и потому «выше», то тогда вы можете помочь. Но! Вы можете помочь решить проблему человека лишь потому, что в вашей реальности такой проблемы не существует! То есть, вы решите «его» проблему, потому что будете действовать по правилам и принципам собственной модели жизни и ее методами. Нужно вам для этого только одно – чтобы «страдалец» вам не мешал, действовал по вашим инструкциям – по сути, подчинялся. А по сути, вы обучите человека действовать по новым моделям – то есть, «преподнимите» его реальность так, что больше эта проблема его не будет мучить никогда. Точно так, как у врача: пациент должен следовать инструкциям доктора, и тогда у него есть шанс на излечение и дальнейшую нормальную жизнь – самодеятельность пациента создаст проблему врачу, а нередко может вообще сделать невозможным помощь.

Таким образом, когда вы видите «чужую проблему» – то вы изначально знаете тот результат, который хотите получить. Но результат, что понятно, также из вашей реальности: в вашей реальности это норма – но уверены ли вы, что сама идея такого результата есть в наличии реальности «страдальца»? Вот тут и начинается самое интересное: чаще всего, ему именно такой результат, который видите вы – не нужен, не понятен, чужд и пугающ. Он хочет такой результат, какой представляет сам из своей реальности, соответственно и метод, которым он хочет действовать – также из его реальности.

И вот вам пожаловался товарищ: «у меня тут такая проблема – жить дальше не могу!» Вы автоматически видите результат ее решения и метод – готовы помочь, а по сути тут же берете ответственность: для вас то это не проблема. Но когда вы уже его «обнадежили», выясняется, что ему нужен помощник, а не управляющий: он сам «знает», как все делать, но ему нужен лишь технический исполнитель – посидеть с детьми, подвезти куда-то его или перевезти что-то на вашем авто, избавить от скуки при стоянии в очередях или сидения в приемных… То есть, никакой инициативы он вам не отдал – а скорее наоборот: теперь вы ведомый. А так как проблема его, то он сам решает, что и как вам делать. Что произошло?

Вместо того, чтобы «вытащиться» в вашу реальность – он втягивает вас в свою. Мало того, по сути обучает действовать его методами – для вас чуждыми, неэффективными, глупыми, изнурительными… Но так как вы уже включились, то вынуждены идти до конца – попытки вырваться скорее всего приводят к конфликту. Поэтому, понимая, что товарищу и так плохо, вы не дергаетесь – а просто «помогаете ему, как он говорит»: по сути, вы идете на компромисс между своей и его реальностью. И ваша реальность перестает быть такой структурированной, эффективной, высокоорганизованной… То есть, вас соблазнили возможностью помочь человеку, вынудили пойти на компромисс со своими жизненными принципами, использовали как «помощника», внесли «ошибку» в вашу реальность…: примерно так, как не понимая ценность «яйца Фаберже», им кололи орехи.

Ну а что же вас заставило влезть «туда»? Страдания, переживания, ужасные ситуации и картины, которые вам демонстрировал приятель! Просто вы автоматически все страдания приятеля примерили на себя. В вашей реальности они вам показались «жуткими пытками» – и вы решили, что и приятель так же их ощущает. Но для вас даже представление о страданиях оказались столь ужасными лишь потому, что в вашей реальности их нет. Вы неосознанно испугались разрушения своей собственной реальности – поняли, не осознав, что произойдет с вами, если вы не удержите свою модель жизни. Для ума нет разницы, из какой реальности он видит картину – он все примеряет на себя. И вы, когда узнали о проблемах приятеля, отнеслись к ним как к своим собственным – и включились. Но нюанс в том, что для приятеля это не страдания – а нормальное состояние жизни! Из вашей реальности такое состояние даже в голову прийти не может – а он считает это нормальной естественной жизнью! Возможно, сложно понять как такое может быть – но это так. Цинично конечно, но как пример: человек, у которого нет проблем с деньгами, не может понять как можно нормально себя чувствовать на дне социума – и даже не пытаться вырваться оттуда. Мысль о «падении» для представителя среднего класса внушает ужас – а для того, кто никогда «не поднимался», такой «ужас» будет не понятен. Также и с болезнями, работой, руководством, семьей…

Поэтому, когда вы сопереживаете – вы срочно пытаетесь помочь. Думая, что помогать будете на своей территории по своим правилам – а помогать приходится на чужой территории по чужим правилам. И ваш «виртуальный ужас» аккуратно становится вашим ужасом реальным – реальность деградирует: но напомогавшись, вы уже считаете, что такое жизненное состояние тоже нормально. Если же вы не помогаете, то испытываете чувство вины, стыда, вас мучает совесть – а что это такое?

Дело в том, когда к вам обращается человек, он просит вас не «создать результат» – он просит вас взять ответственность за тот метод, которым он пытается решить вопрос: помоги мне в том-то и том-то. То есть, и то в лучшем случае, он начинает с вами обсуждать свой метод решения вопроса. Но он не начинает обсуждать ваш метод – именно свой! Вы тут же идете на компромисс: ему плохо, он не состоятельный, он страдает, у него нет сил… – и пытаетесь его переубедить, намекнуть… А что делает врач, когда больной ему рекомендует, что делать? Он молча слушает, не дослушивает – и смещает сразу акцент не на метод, а на результат: «больной, тут я врач – помолчите и идите на укол!» Тонкость в том, что задача «пострадавшего» продемонстрировать именно свой метод. Но ведь именно этот его метод мышления, уровень развития и понимания и создал саму проблему в итоге. То есть, он с вами обсуждает «как создавшим проблему методом решить проблему» – но это невозможно изначально! Вы это чувствуете и понимаете, что оставить человека – это обречь его на еще большие проблемы. И переживаете за него – почему, я уже сказал.

Таким образом, товарищ демонстрирует вам во всей красе метод, которым он действует в своей реальности. Вы опять путаете реальности, пытаясь рассмотреть применение его метода в рамках своей реальности – и приходите в ужас. Вам кажется, что с человеком случится катастрофа. Да, в вашей – безусловно: ваша реальность деградирует до его реальности со всеми ее проблемами. Но его-то реальность находится там уже – и находилась там много лет: вы забываете, что как-то человек дожил до «таких лет» и даже доволен жизнью, которую ведет. И не очень хочет оттуда вылезать. Он хочет просто «убрать занозу», а не изменить реальность, забывая, что «заноза» – неотъемлемая часть его реальности. А вас, после того как товарищ вам развернул свой «метод решения проблем» во всей красе – мучает совесть за то, что ему так плохо и вы ему не помогаете.

Так что, именно демонстрация метода одним человеком другому, с разделением ответственности за его исполнение, вызывает чувство вины и муки совести у «помогальщика». По сути, этот механизм лежит в основе гуманистического мировоззрения, но не имеет отношения к гуманизму. Любить человека и жертвовать собой – это разные вещи. Современный гуманизм, или гуманистическое мировоззрение, базируется именно на жертвенности. Поэтому, как только человек при виде «страдающего» испытывает муки совести – он сам того не понимая включается в работу этого механизма – и результатом такой помощи становится деградация личной реальности человека. Этот механизм позволяет в масштабах социума выравнивать всех «по низу» – но не служит развитию общества. Он создает массу людей с неэффективными страдальческими реальностями, в которых все действуют одинаковыми методами – с одинаковыми тактическими результатами без качественного изменения жизни. В этом случае, именно совесть, чувство вины и проч. служат «клеем», который не дает «подняться» – вынуждает оставаться в общей массовой реальности.

Таким образом, когда к вам обращается человек, и вы понимаете, что хотите помочь – то действуете следующим образом: вы будете ему помогать лишь в том случае, если он будет играть по вашим правилам – то есть, подчиняться. Тем более, что своими методами он уже «вляпался» – и выслушивать, как «эффективно» он «попал», вам не интересно. Тогда вы берете ответственность за результат – и действуете, а помогает вам «пострадавший»: теперь вы старший, а он ведомый. В этом случае, вы просто делаете то, что считаете необходимым и выдаете результат из своей реальности. Если пострадавший вам помогал, делал то, что вы говорите – то результатом будет не только локальное тактическое решение его проблемы: вы «преподнимите» его реальность, он научится действовать иначе, думать иначе и чувствовать более хорошие состояния в жизни – и его «проблема» уже никогда не повторится в его жизни. То есть, вы как бы «переселите» страдальца в свою реальность – и за счет этого решите его вопрос. Но в вашей реальности ему придется смириться со «второй ролью» на период решения его вопроса. В медицине это нормально, но почему-то в жизни люди так не считают…

Таким образом, мы решаем проблемы других за счет того, что сама ваша реальность более структурирована, организована, отлажена, всеобъемлюща – чем того, чьи проблемы вы решаете. И только при безусловной «управляющей» роли вы способны это сделать. Это касается и личных вопросов, и решения вопросов деловых – и даже выведения организации из сложной ситуации. «Решить проблему на том уровне, на котором она возникла, невозможно» – поэтому, мы не решаем вопрос: мы переводим всю систему, в которой «страдает» человек на более высокоорганизованный уровень, в котором просто нет этих проблем.

Что же касается чувства вины, совести и прочих «внутренних тиранов» – то нужно осознать, что вызывают их именно те методы, которыми окружающие создают себе проблемы. Поэтому нужно четко понимать, что люди сами выбирают себе такую реальность: попытки оценить хорошая или плохая у них жизнь вынуждают нас все мерить своей меркой – а на это нам никто прав не давал.

Вот и получается все достаточно просто. Если человек хочет помощи, то он должен отдать вам инициативу – то есть, это надо решить перед тем, как «лезть в чужие проблемы». Если этого не произойдет – то и включаться «с головой» в чужие дела не стоит. Конфуций сказал: «в дела другого не вникай, пока не на его ты месте» – тем более, если и правда не хотите оказаться «на его месте». Но как показывает жизнь, «проблемный человек» идет на такой договор, когда он уже такого с собой и своей жизнью натворил, что ему деваться некуда. И «соскакивает», как только проблема теряет актуальность…

Таким образом, помочь человеку, людям или организации вы можете только в своей реальности. Но необходимо, чтобы «объект» туда вошел. Чувство вины возникает от излишнего любопытства к тем методам, которыми человек создает себе проблемы. Понять, что ваша реальность более высокоорганизована можно по тому, что озвученная проблема кажется вам абсурдной, глупой, «мелкой»…