http://tuofikea.ru/novelty

Россию возвращают к «советской» пенсионной системе

Минестерство здравоохранения предлагает вновь ввести трудовой стаж при назначении максимальной пенсии.

Министерство здравоохранения и социального развития предложило ввести трудовой стаж для претендентов на максимальный размер государственной пенсии по старости: для женщин – 40 лет, а для мужчин – 45 лет. Так пресс-служба ведомства отреагировала на просьбу РИА «Новости» прокомментировать заявление, которое сделал вчера генсек Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхель Гурриа.

А тот, напомним, прилетев в Москву, рекомендовал российским властям ввести единый возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин. При этом генсек ОЭСР, этого полузакрытого клуба наиболее развитых экономик мира, куда так стремится войти нынешняя российская элита, предложил нашим властям исключительно «справедливое» решение – повысить пенсионный возраст наших женщин с нынешних 55 лет до «мужских» 60 лет. Все, дескать, будут равны и потому счастливы, а бюджет тут же скинет с себя заботу о целых пяти женских возрастных группах. Ох и работают же бухгалтерские мозги «наиболее цивилизованной» части Запада!

Судя по реакции Минздравсоцразвития, даже наши власти сочли рекомендации г-на Гурриа излишне людоедскими. И ведомство г-жи Голиковой ответило на них контрпредложением, фактически реанимирующим элементы советской пенсионной системы, с которой раз и навсегда стремились покончить наши либеральные реформаторы конца 1990-х – начала 2000-х. Ведь во времена СССР здоровый человек должен был годами трудиться, чтобы заработать право на пенсию. А сейчас отработал каких-нибудь пять лет – и ты уже претендуешь на государственную пенсию. Причем ее размер не настолько уж разительно будет отличаться от пенсии человека, отдавшего тому или иному производству многие годы своей жизни.

Впрочем, неожиданным возврат Минздравсоцразвития к советской пенсионной системе можно назвать лишь с натяжкой. Дело в том, что тот же Центр стратегических разработок (ЦСР), которым в конце 1990-х руководил небезызвестный Герман Греф и который штамповал для российских властей одну «реформу» за другой, умудрился насочинять такое, что воплотиться в жизнь это не могло, как говорится, по определению. Одним из продуктов жизнедеятельности ЦСР явилась и пенсионная «реформа».

И вот прошло чуть более 10 лет. Каков же итог «реформы»?

Нынешний глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов год назад признал в интервью «Пенсионерской правде», что по итогам 2009 года бюджет ПФР покрывал выплату лишь 40% (!) всех пенсионных выплат гражданам, остальные 60% (!) пенсионных выплат дотировались федеральным бюджетом. Правда, из 1,9 трлн руб., выделенных тогда Пенсионному фонду из федерального бюджета, только 400 млрд пошли непосредственно на погашение дефицита по пенсионным выплатам. Все остальное – социальные пенсии, материнский капитал и т. д. – были обязательствами самого федерального бюджета, которые выплачиваются через Пенсионный фонд. Но, согласитесь, и 400-миллиардный дефицит – более чем красноречивое признание краха существующей пенсионной системы. Тем более что дефицит бюджета ПФР продолжает нарастать, в т. ч. из-за крайне негативных демографических процессов, протекающих в стране. «Уже через 15-20 лет соотношение между работающими и пенсионерами (в России) станет 1:1», – признает Дроздов.

Далее из его рассказа выяснилось, что пенсионеров в стране на 10 млн человек больше, чем людей, достигших пенсионного возраста: «Из 36 млн лишь около 26 млн являются пенсионерами по старости, причем 30% из них уходят на пенсию раньше установленного срока».

Ну и, наконец, сколько же нашим мужчинам (которые имеют право выйти на заслуженный отдых лишь по достижении 60-летнего возраста) остается жить, получая пенсию? Судя по тому, что средняя продолжительность жизни российских мужчин не превышает 62 лет, – всего два (!) года (заметим в скобках, что и их норовят у нас отнять доморощенные либеральные эксперты, хором заявляющие о необходимости повышения нынешнего пенсионного возраста). Но это – «средняя температура по больнице». В реальности же, рассказывает Дроздов, наши «мужчины в среднем на пенсии находятся более 14 лет, а не два года». «Только не все мужчины у нас до 60 лет доживают», – признает глава ПФР.

Как относится руководство ПФР к идее увеличения пенсионного возраста? «Негативно, – говорит Дроздов, – потому что есть обстоятельства, которые этому препятствуют. С одной стороны, не решен вопрос, как быть с теми, кто досрочно выходит на пенсию: таких пенсионеров сегодня 10,5 млн. А с другой стороны, у нас до пенсионного возраста не доживает 20% людей. Очень многие становятся инвалидами, теряют трудоспособность по общим заболеваниям и тоже не могут работать. Страны, которые пошли по пути увеличения пенсионного возраста, столкнулись с серьезными проблемами. Как правило, когда принимается решение о повышении возраста, человеку дают право выбора, позволяют уйти раньше, но с некоторым дисконтом к пенсии. И люди уходят. К тому же рабочие места для 60-летних – это проблема. Но главное – у нас еще не та продолжительность жизни. И опросы показывают, что 70% населения против повышения пенсионного возраста».

Вот Минздравсоцразвития, в ведомственной подчиненности которого находится и ПФР, и решило завести речь о постепенной реанимации элементов советской пенсионной системы – ведь ничего лучшего в России до сих пор не придумали. Правда, «советской» предлагаемую министерством пенсионную систему можно называть тоже очень условно.

В планах ведомства – полный отказ от пенсионного возраста при расчете трудовой пенсии и возвращение к «советской модели» начисления пенсии – трудовому стажу. «В будущем для получения трудовой пенсии по старости минимальный трудовой стаж мог бы составить для женщин 20 лет, для мужчин – 25 лет, а для получения максимального размера пенсии – 40 и 45 лет соответственно, – поясняют в ведомстве. – При этом человек может выйти на пенсию при меньшем стаже, в этом случае ее размер будет рассчитываться пропорционально отработанному времени».

Таким образом, человек, начавший трудовую деятельность в 20 лет, сможет «заработать» максимальный размер трудовой пенсии в 60 лет, если это – женщина, и в 65 лет, если это – мужчина (и тут тихой сапой хотят поднять нам пенсионный возраст). Кроме того, как пояснили РИА «Новости» в ведомстве, экспертам еще предстоит определить, какие «не страховые» периоды жизни человека могут входить в стаж – например, декретный отпуск, служба в армии или учеба в вузе. Что же касается социальной пенсии, на которую имеют право люди, которые по каким-то причинам не заработали себе трудовую пенсию, в Минздравсоцразвития предполагают, что для ее получения пенсионный возраст будет сохранен. «Но каким будет этот пенсионный возраст – пока вопрос обсуждения», – пояснили в ведомстве.