http://tuofikea.ru/novelty

Нападет ли Россия на Грузию?

Россия пригрозила Грузии войной, если НАТО не откажется от идеи принятия страны в свои ряды. Так восприняли в Тбилиси реакцию Сергея Лаврова на известие о присвоении Грузии статуса аспиранта НАТО.

О зачислении Грузии в «аспирантуру» НАТО стало известно на недавнем министериале альянса, который в своем коммюнике официально закрепил за Грузией соответствующий статус. Как пояснил вице-премьер Грузии Гиоргий Барамидзе, «аспирантство» страны означает, что «она стоит на пути вступления в альянс».

«То есть, — сказал он, — Грузия сейчас находится в группе стран, получивших программу MAP (план действий по членству в НАТО – прим. ред.), таких как Босния, Герцеговина, Македония и Черногория». По словам Барамидзе, «механизмы вступления Грузии в альянс фактически приравнены к инструментам, которыми располагают вышеуказанные государства».

Разумеется, такое событие не могло остаться вне внимания Москвы: находящийся в это время в Брюсселе глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что новое решение НАТО по Грузии может подтолкнуть ее к повторению августовской авантюры 2008 года.

«Я откровенно предостерег наших коллег от того, чтобы они опять не подтолкнули, вольно или невольно, нынешний грузинский режим к повторению авантюры августа 2008 года. Потому что это было сразу после бухарестского саммита НАТО, где было записано безапелляционно, что Грузия будет в НАТО. Я не имею ни малейших сомнений в том, что, учитывая психику Михаила Саакашвили, это сыграло очень важную роль в принятии им того решения, безумного и безрассудного, которое он принял», — сказал Лавров.
Он также выразил надежду, что «натовцы будут ответственно подходить к поощрению вот такого рода событий, как события августа 2008 года, в регионе, который является стратегическим не только для стран Южного Кавказа, но и для Российской Федерации». » Надеюсь, меня услышали», — многозначительно добавил он.

Вероятно, слова Лаврова не прозвучали б столь угрожающе, если бы не предшествующее ему заявление президента Дмитрия Медведева, который на недавней встрече с российскими офицерами сказал следующее: «Если бы в 2008 году мы дрогнули, была бы уже другая геополитическая раскладка, и целый ряд стран, которые пытались искусственно затащить в Североатлантический альянс, скорее всего, были бы там». Он пояснил, что Россия обеспокоена появлением у своих границ военного блока, который «создает нам определенные неудобства».

Вполне конкретно высказался и присутствовавший на встрече спецпредставитель президента РФ в НАТО Дмитрий Рогозин: «В НАТО 2008 году просчитались, поскольку не ожидали активных действий России на Кавказе, без которых в состав альянса уже могли бы войти Украина и Грузия».

На прямую речь Лаврова в Грузии отреагировали довольно эмоционально – как политики, так и эксперты. Заместитель секретаря Совета национальной безопасности страны Бату Кутелия прямо заявил, что место имеет «политический шантаж — метод, которым в основном пользуются террористы». По его мнению, такой метод никогда и ни одной стране не приносил положительного результата.

Кутелия выразил сожаление, что высшее политическое руководство России идет по столь проигрышному пути. «Предоставление Грузии аспирантского статуса является самым четким посылом последнего времени, подтверждающим: страна находится на финальном этапе вступления в НАТО», — заявил он.

Разумеется, это последнее обстоятельство «страшно раздражает» Россию, на что указал глава грузинского МИД Григол Вашадзе. «Это подтвердил и министр иностранных дел России. Он почему-то еще раз решил вынуть из нафталина пропагандистский тезис, по которому решение Бухарестского саммита НАТО подвигло Грузию к войне», — сообщил Вашадзе.

Руководитель грузинского внешнеполитического ведомства назвал утверждения Лаврова «полным абсурдом и полной ложью». Он подчеркнул, что они полностью противоречат заявлению президента России, «фактически признавшего, что в 2008 году Россия напала на Грузию, убила мирное население, уничтожила инфраструктуру, оккупировала 20 процентов территории и провела третью или четвертую волну этнической чистки только для того, чтобы приостановить движение Грузии на пути к НАТО».

Все это, впрочем, интерпретации: из заявлений Лаврова, Медведева и Рогозина не следует, что при повторении попыток Запада вовлечь Грузию в НАТО Россия будет на Грузию нападать. Но как именно Москва поведет себя, если, скажем, Грузию примут в НАТО без Южной Осетии и Абхазии, остается неясным. Вот, скажем, сейчас: сделан конкретный шаг на пути к вступлению Грузии в НАТО – она стала аспирантом альянса. И что? Ответом Москвы стали только словесные интервенции. Мало того, сам факт принятия Грузии в аспиранты ведущие российские телеканалы обошли вниманием – о том, на что не знаешь как ответить, лучше умолчать.

Комментаторы в Тбилиси, тем не менее, говорят о России как о стране, которая в любом случае хотела бы на Грузию напасть и ждет лишь повода. Как полагает эксперт Зураб Джапаридзе, к заявлению Лаврова «надо отнестись очень осторожно». «Имея в виду внутренний хаос в России, не исключено, что Москва пойдет на какие-то внешнеполитические маневры, чтобы попытаться перекрыть ими внутренние проблемы», — сказал он.

Между тем глава комитета по внешним связям парламента Акакий Минашвили нападения России на Грузию не ожидает, поскольку «такой возможности ей сейчас не дает ни внутриполитическая ситуация, ни международная обстановка». Заявление Лаврова он назвал «признанием номер два», имея в виду откровения Медведева с офицерами. «Попытка России как-нибудь остановить движение Грузии в НАТО невозможна. Она непременно потерпит крах», — убежден он.

Разумеется, его уверенность можно оспаривать, если следовать логике главы российского государства, озвученной им на уже упомянутой встрече с военными. Кстати, многие западные эксперты тоже считают, что августовская война серьезно отразилась на темпах вступления Грузии в НАТО, хотя иные, и тоже на Западе, полагают, что альянсу следовало бы позаботиться о принятии Грузии в свои ряды, исключив, тем самым, повторения августовских событий 2008 года.

Довольно неожиданное мнение, в контексте скандала вокруг «аспирантства», озвучил депутат грузинского парламента от оппозиции Николоз Лалиашвили. Назвав заявление Лаврова «неадекватным», он выразил надежду, что на Чикагском саммите НАТО весной будущего года Грузия все же получит программу МАР, и «именно это станет началом урегулирования отношений с Россией».

Власти Грузии сейчас, со ссылкой на руководство НАТО, утверждают, что страна еще никогда не стояла так близко к вступлению в Североатлантический альянс. Но есть и иное мнение, постоянно озвучиваемое оппозицией. По нему, Грузия, после августовской войны, весьма отдалилась от НАТО. «Сегодня она намного дальше от альянса, чем была до 2008 года, до саммита в Бухаресте», — считает лидер партии «Свободные демократы» Ираклий Аласания.

По его словам, «сегодня Грузию с ее конфликтами никто в НАТО не впустит, поскольку никто не хочет противостояния с Россией». Поэтому, полагает он, необходимо наладить «прагматичные» отношения с Россией.

Вопрос, как именно попытается Россия расстроить Грузии свадьбу с НАТО, остается без уверенного ответа. Но ситуация fifty-fifty всегда порождает множество опасностей и схожа с ходьбой по лезвию бритвы: или слегка поранишься, или зарежешься.