http://tuofikea.ru/novelty

Почему ГАС «Выборы» не спасает от подлогов?

Вот уже 20 лет Россию сотрясают выборы – региональные, парламентские, президентские. При этом трудно припомнить кампанию, которая не сопровождалась бы фальсификацией итогов голосования, жалобами проигравших сторон и кандидатов и судебными исками.

При этом я давно теряюсь в догадках: почему за эти годы наша доблестная оппозиция ни разу во весь голос не потребовала от властей автоматизации избирательных участков? Нет, не с помощью дорогостоящих сканеров, по цене равных «Жигулям» и не очень к тому же надежных. А с применением самых современных средств электроники и связи. Чтобы, допустим, нажал на сенсоре кнопочку – и твой голос сразу оказался в Москве, в ЦИКе, минуя промежуточные звенья. Все эти УИКи, ТИКи и РИКи.

Тогда и не будет махинаций с протоколами и ручного подсчета голосов, во время которых происходят массовые подтасовки и подлоги в пользу любимой Кремлем партии. Тогда и вброс бюллетеней станет невозможным, как невозможны будут «карусели», когда группы нанятых хлопцев курсируют по городу, голосуя по открепительным талонам по нескольку раз на всех участках подряд. Повторного голосования электроника уже не пропустит.

Конечно, мухлеж возможен и в ведомстве самого бородатого г-на Чурова, но тут уж партийные наблюдатели должны глядеть в оба, чтобы голоса их избирателей не крали. Все-таки в одном месте легче контролировать, чем на 90 тысячах избирательных участков. Особенно недоступна для наблюдателей глубинка, где и происходит львиная доля подтасовок.

Уже и подмечена закономерность: если города в массе своей голосуют против «партии сласти», то разоренное «реформами» село очень часто почему-то за нее.

Другое интересно: технически возможна подобная автоматизация? Как вообще противостоять жульничеству во время подсчета голосов?

На эти темы я разговаривал с главным конструктором первой очереди ГАС «Выборы», доктором технических наук, профессором, академиком Международной академии информатизации Юрием ЛОМОВЫМ.

Более 40 лет проработал он на оборону страны в закрытых НИИ, был главным конструктором Министерства радиопромышленности СССР по созданию высокоскоростных ЭВМ. За выдающийся вклад в теорию и практику отечественной информатизации удостоен звания заслуженного деятеля науки РФ и лауреата Государственной премии СССР. Получил более 30 авторских свидетельств на изобретения.

Но сначала немного истории.

— После выборов в 1993 году членов Совета Федерации и депутатов Госдумы избирательные комиссии всех уровней – а тогда их было более 92 тысяч – буквально утонули в океане бумаг, – напомнил Юрий Сергеевич. – Им пришлось вручную перелопатить несколько миллионов листов самой разной документации. Конечно, без ошибок не обошлось. Стало ясно: дальше таким допотопным образом проводить выборы нельзя – обработку протоколов нужно поручить автоматике.

Так появился указ президента от 23 августа 1994 г. о создании Государственной автоматизированной системы «Выборы». Головным разработчиком определили наш НИИ «Восход», где я работал первым заместителем директора по науке.

Перед нами стояла уникальная задача, которую никто в мире еще не решал. Предстояло создать технологическую систему, которая бы отражала процедуру голосования снизу доверху, порядок передачи и сбора его итогов, а также определения результатов выборов. При этом мы должны были идти с депутатами Госдумы в ногу – они создавали новое избирательное право, а мы переводили его в электронную форму. Потом нужно было развести всю технику по городам и селам, включая труднодоступные аулы и «горячие точки», установить компьютеры, наладить и объединить в сеть, подобрать и обучить персонал. Не было практически ни одного СМИ, которое не предрекало бы нам позорный провал.

Однако воля коллектива НИИ, его опыт, знания, неподдельный энтузиазм позволили решить эту фантастическую задачу. Во время выборов в Госдуму 1995 г. система «Выборы», к удивлению скептиков, стартовала и показала себя с самой лучшей стороны.

По принципу неуничтожимости

— Однако у ряда скептиков возникло убеждение, что она позволяет властям подтасовывать результаты голосования…

— Что значит «позволяет»? Я тоже наблюдал по телевизору, как некий «знаток», сидя спиной к зрителям, уверял, что в системе «Выборы» заложены особые чипы для коррекции итогов голосования. И будто ими через спутники управляет Федеральное агентство правительственной связи. Это полная ерунда.

Система «Выборы» может помочь отмыть липу только в одном случае: если в территориальных избиркомах ее в компьютеры вписали председатели участковых избирательных комиссий. После чего выковырять ее оттуда уже не возможно. Если речь идёт о попытках уже потом исправить цифры, то мы как раз сделали упор на алгоритмы неуничтожимости первоначальной информации. В случае какого-либо «подправления» ее по указке должностного лица она автоматически, я подчёркиваю, автоматически возвращалась в первоначальный вид. Так что бессмысленно было извращать данные об итогах голосования, которые были введены в систему.

Другое дело, что наша система – отличный мониторинговый индикатор. Её информация бесценна для тех, кому она доступна. И, конечно, власти используют ее сегодня, пользуясь тем, что страна расположена в 9 часовых поясах. По результатам голосования, скажем, на Дальнем Востоке можно сориентироваться и принять нужные меры, чтобы на Урале или в Калининграде сделали «правильные» выводы в пользу своей партии. Что и происходит.

— А как произошло, что систему монополизировал и присвоил ЦИК?

— Это, в общем-то, понятно. И я хотел бы обратить ваше внимание как раз на то, что практически нигде в мире вы не найдете такого монстра, как наш Центризбирком, наделенный колоссальными карательными полномочиями. Разве неудивительно, что исполнительная власть вправе казнить и миловать партии? Ни одна партия в мире не просит у каких-то чиновников права участвовать или не участвовать в парламентских и президентских выборах. Нигде некий «Центризбирком» не снимает с выборов кандидатов и целые партии. Это чисто российское «ноу-хау». Если не сказать – волюнтаризм.

Ведь что получается: народ у нас по Конституции – высший и единственный источник власти. Однако почему-то проведение выборов вплоть до президентских, подсчет голосов, объявление результатов, формирование органов власти оказалось в руках чиновников Центризбиркома. По логике статьи Основного закона народ не должен доверять процесс формирования власти никакой чиновничьей «конторе». Допустим, коллектив г-на Чурова кристально чист, но в случае фальсификации выборов на местах он становится соучастником захвата власти. Даже теоретически такой возможности не должно быть!

— А как с автоматизацией избирательных участков? Почему она до их пор не проведена?

— Еще в 1995 году Центризбирком принял решение автоматизировать их. Наш НИИ «Восход», как генеральный разработчик ГАС «Выборы», был готов к выполнению этой задачи. За 16 лет ее выполнить, конечно же, было можно и нужно. Тем более что сегодня в каждой школе, где проходит голосование, есть Интернет. Но верх взял чиновник, который стал полновластным хозяином нашей системы. Ему автоматизация не нужна. Поэтому наш НИИ после пуска первой очереди системы быстренько от нее отстранили. Ведь ручное голосование и ручной подсчет голосов – отличная питательная среда для манипуляций и фальсификаций.

Я давно выступаю то, чтобы вернуть ГАС «Выборы» народу, сделать ее общественной, какой она и должна быть и какой нами задумывалась. Для этого в ней должны быть установлены компьютеры (автоматизированные рабочие места) для наблюдателей всех уровней. Одни – для наблюдателей на участках, другие – в штабах партий, третьи, скажем, – в Госдуме, Совете Федерации, Общественной палате.

Главное – чтобы общество в реальном времени могло наблюдать ход голосования и подведение его итогов. А не принимать на веру утвержденные Кремлем «контрольные цифры», которые ему через несколько часов покажет ЦИК. Вот тогда ГАС «Выборы», как и предписано, будет «открытой, социально и политически нейтральной системой, функционирующей в публично-правовом поле, инструментом государственного строительства и общественного контроля». Подтвердится и ее статус как государственной системы, главная цель которой – обеспечение справедливых выборов и легитимного прихода к власти.

Еще раз повторю: возможность фальсификаций заложена властями в самом существовании ручного голосования на избирательных участках и ручном подсчете голосов. А потому никакие армии наблюдателей и попытки схватить махинаторов за руку не помогут…

Помните, как председатель ЦИК Чуров восклицал: «Ну что, мне бородой своей, что ли, поклясться, что я сделаю всё, чтобы выборы были честными?!». Мне хочется ему ответить: «Господин председатель! Верните ГАС «Выборы» народу. Тогда, глядишь, и борода сохранится и выборы, наконец, будут честными. Без помощи общества вам не справиться».

А пока я повторю свой риторический вопрос: почему за 16 лет наша доблестная оппозиция не потребовала автоматизации избирательных участков?

…Еще более выглядит странным, что при всех жалобах на подлоги в пользу «партии сласти» ни одна партия не попросит помощи и советов у Юрия Сергеевича, обладающего бесценным опытом противодействия фальсификациям.

И это тоже хороший индикатор. Нынешняя избирательная кампания вообще проходит в какой-то похоронной атмосфере и очень походит на договорный матч.