http://tuofikea.ru/novelty

Олег Басилашвили: наш зритель превращается в идиота

«СП» продолжает публикацию статей, посвящённых ответу на масштабный вопрос: что нас ждёт к 2015 году?

«Свободная пресса», решив заглянуть в будущее, поговорила с известными людьми: журналистом Михаилом Леонтьевым, фермером и общественным деятелем Михаилом Шляпниковым, экономистом Андреем Буничем, писателем Михаилом Веллером, председателем Исламского комитета России Гейдаром Джемалем.

Сегодня о будущем России рассуждает московский петербуржец с грузинскими корнями Олег Басилашвили. Легендарный актёр — идеал миллионов женщин, несмотря на то, что его самые знаменитые образы: подлец Самохвалов из «Служебного романа», слабохарактерный Бузыкин из «Осеннего марафона», растерянный пианист из «Вокзала для двоих» и Воланд из «Мастера и Маргариты». А еще многие помнят его ярким публичным политиком — в 1990-93 годах Басилашвили был депутатом Верховного совета страны.

«СП»: — Вы нередко высказываетесь на политические темы. Как, на ваш взгляд, сложатся отношения России с Европой и США в период вероятного правления Путина?

— Если сохранится сегодняшняя политика, то отношения постепенно превратятся во враждебные, а то и перерастут в войну. Сегодня власть проваливает внутреннюю экономическую политику, ей постоянно нужно сваливать на кого-то вину. Когда «виновных» не останется, российская власть обвинит Америку и Европу.

«СП»: — Не совершит ли до этого времени, доведённый до отчаяния народ, переворот?

— Не совершит. Народ болеет за «Зенит».

«СП»: — Сегодня в стране 2,5 миллиона беспризорных детей. В какую сторону изменится ситуация в ближайшие четыре-пять лет?

— Наверняка, число беспризорных детей увеличится. Происходящее сегодня не даёт надежды на лучшее.

«СП»: — Появятся ли в ближайшие годы в стране политики, способные составить альтернативу нынешней власти?

— Таких политиков много и сейчас. Но они не имеют трибуны. В 1990-е годы, когда закончилось время, в которое никаких политиков кроме членов Политбюро ЦК не было, вдруг возникло огромное количество людей, готовых двигать страну вперёд. Если перечислять их имена — пальцев на руках не хватит!

«СП»: — Назовите хотя бы нескольких…

— Афанасьев, Явлинский, затем появился Прохоров, завоевавший симпатии огромного количества людей тем, что заявил о намерении построить заводы, создать рабочие места. Молодой Рыжков… Фамилии многих я не знаю просто-напросто потому, что у них нет трибуны.

«СП»: — Придут ли эти люди в ближайшие годы к власти?

— Полагаю, что нет. Ситуация останется прежней. Люди сами создают свою жизнь.

«СП»: — Что людям следует сделать для изменения ситуации?

— Прежде люди должны понять, желают ли они что-либо менять. Если желают, то нужно определиться, какое государство мы хотим создать. В каком направлении нам идти. Как идти. Нужно представить идеал страны, в которой мы хотим жить. И понять, в чём этот идеал заключается.

«СП»: — Олег Валерианович, что станет в ближайшие годы с российскими театрами? Серьёзные конфликты сотрясли театр на Таганке, театры имени Вахтангова, Станиславского и Маяковского… Останутся ли в стране репертуарные театры?

— В театральной жизни уже наступил переломный момент. Когда-то я задал подобный вопрос великому режиссёру Георгию Александровичу Товстоногову. Он ответил: «Советский театр настолько попал в кабалу к разным правилам и в идеологические шоры, что постепенно рухнет.

При нашем огромном желании сохранить его, останутся два-три-четыре-пять театров, которые будут поддерживаться правительством. Останется преимущественно антреприза. Самая разнообразная, в которой будут и отвратительные черты, и замечательные черты. И так будет долгое время, пока, наконец, как протест против безобразия антрепризы, не придёт новый Станиславский и не построит свой новый Московский художественный театр».

Сегодня, спустя 30 лет после того разговора, я вижу, что он был абсолютно прав! Процесс происходит именно такой. Хорошо это или плохо, я не знаю.

Приехав в Испанию, я решил пойти в испанский театр, чтобы насладиться зрелищем плаща и шпаги. Посмотреть драмы Кальдерона, Лопе де Вега… Выяснилось, что в Испании нет ни одного драматического театра. Просто ни одного!

Но это и в других странах! В Соединённых Штатах Америки… О, да, там в Нью-Йорке есть театральные мили, так называемые. Но это не театры — это театральные площадки, которые сдаются в аренду коллективам, решившим поставить тот или иной спектакль. Сегодня-завтра там идёт «Вишнёвый сад», а когда на него перестают ходить, площадка пустеет и сдаётся другим коллективам.

И в этом случае не знаю, плохо это или хорошо. Смотрите: сегодня ни один режиссёр не хочет иметь собственный театр. Им гораздо выгоднее бегать по разным театрам и за большие деньги ставить спектакли. И не нести ответственности за коллектив, за здание, за театральную идеологию, за направление… Они не ломают голову, просто зарабатывают деньги.

И, видимо, в этом есть свой резон. Потребность в театре-трибуне, театре-кафедре, которым всегда был российский театр, в обществе ослабла.

Например, в частном театре в Москве, которым руководит Трушкин, безумным успехом пользуется развлекательный спектакль «Ужин с дураком». 14 лет подряд идёт этот спектакль, ни одного свободного места в зале нет.

Одновременно он поставил хороший спектакль по великой пьесе Артура Беллера «Цена». Для того, чтобы набрать полный зал, нужно продавать билеты в течение двух-трёх месяцев. Не потому, что этот спектакль плохой, просто не смешно. А люди хотят смеяться!

«СП»: — Следовательно, интеллектуальный уровень россиян снижается?

— Называйте это как хотите. Потребности иные. Люди желают отдохнуть, и не хотят ни о чём задумываться. Как зенитовские болельщики: «Мы болеем за «Зенит»! Нам всё по барабану!» По ба-ра-бану! Вот таков нынешний зритель. Я думаю, это продиктовано определёнными условиями, в которых мы живём.

Пройдёт время, условия изменятся, и театр опять завоюет те позиции, на которых стоял всегда!

«СП»: — Олег Валерианович, как будет развиваться российское кино? Оно продолжит ориентироваться только на молодого зрителя, как происходит сейчас?

— Я не очень понимаю: что значит — ориентировано на кого-то! Кино ориентировано на зрителя… Не важно, старый он или молодой.

У нас огромное количество великих фильмов! Ни одной стране не снилось! У нас громадное количество блистательных режиссёров! Но их фильмы не хотят смотреть! Пустые залы.

«СП»: — Но некоторые фильмы проходят с аншлагом.

— С аншлагом проходит американский ширпотреб. Фильмы, которые американцы снимают для стран третьего мира. Наш зритель превращается в идиота, жующего поп-корн и желающего, чтобы его щекотали пониже живота! Они болеют за «Зенит»…