http://tuofikea.ru/novelty

За образование взялись по-настоящему

За образование, похоже, всё-таки взялись по-настоящему. По-крайней мере, хочется в это хочется верить. Во главе процесса реформирования системы образования, к работе которой возникает в десятки раз больше вопросов, чем к функционированию любой другой системы, встал главный преподаватель страны премьер-министр Дмитрий Медведев.

25 июля глава кабинета министров провёл заседание Открытого правительства, где обсуждался законопроект об образовании. Среди поднятых на этом форуме проблем особый интерес общественности вызвала тема перенасыщенности страны ВУЗами — тема, обсуждаемая в обществе уже довольно давно. Мнение о необходимости сокращения количества ВУЗов было впервые высказано и самим премьером.

Медведев считает, что количество высших учебных заведений «превосходит все разумные рамки», а значительная их часть, не отвечающая современным требованиям, подлежит перепрофилированию или закрытию. «Карфаген должен быть разрушен», — приводит слова премьера РИА Новости. Медведев сравнил современную Россию с Советским Союзом с его трёхстами миллионами граждан и лишь шестьюстами ВУЗами. И сравнение это явно не в пользу новой России.

Стоит ожидать, что в обсуждение законопроекта в Госдуме будет по-настоящему яростным, однако хочется разделить оптимизм премьер-министра, который считает, что окончательный результат реформирования системы отечественного образования окажется положительным. В противном случае, надеяться на лучшее уже не приходится. Медведев рассчитывает получить от общественности и законодателей «хороший документ», который будет в гораздо большей степени отражать современное состояние российского образования, чем все документы, принятые в России по настоящее время.

Знаковыми словами прошедшего на Открытом правительстве обсуждения стали слова Медведева о ЕГЭ. Медведев заявил, что его отношение к единому экзамену «стало менее однозначным». Дело в том, что недавно ЕГЭ коснулся семьи самого премьера — экзаменационные испытания проходил его сын Илья. Медведев выразил уверенность, что Единый государственный экзамен, подобно живому организму, подлежит постоянному развитию и совершенствованию. Несмотря на такие весьма общие формулировки, слова Медведева можно трактовать как сигнал того, что ЕГЭ будет непрерывно реформироваться и развиваться, и что власть уделяет данному вопросу далеко не столь мало внимания, как утверждают многочисленные критики российского образования.

Стоит заметить и то, что в ходе дискуссии Медведев не согласился с распространённым мнением о том, что уровень образования в России в последние годы неуклонно ухудшается. Глава правительства считает, что в системе российского образования действуют разнонаправленные тенденции: что-то совершенствуется, становясь лучше, а что-то и нас самом деле деградирует, требуя принятия срочных мер со стороны законодателей и профильного министерства. С премьером нельзя не согласиться: огульная критика образования не способствует решению накопившихся в нём проблем, а целый ряд его успехов должен встретить не только восторженную похвалу, но и найти своё логическое продолжение. Образование — слишком сложная и многокомпонентная система, чтобы получать однозначные безапелляционные оценки.

В ходе дискуссии Медведев обратил внимание её участников и на то, что в начале прошлого десятилетия в систему образования вкладывалось во много раз меньше средств, чем вкладывается сейчас, а общая ситуация в системе была гораздо сложнее. Стоит отметить, что изменения в положительную сторону, обусловленные увеличением финансирования системы, заметны даже на визуальном уровне восприятия. В учебных заведениях по всей стране меняется вся материальная часть, делается ремонт помещений, на большинство ВУЗов, техникумов, колледжей и школ банально стало приятнее взглянуть. Стоит ли спорить, что эстетическая сторона вопроса играет здесь далеко не последнюю роль.

Премьер-министр пообещал, что темпы финансирования российского образования снижены не будут. Раннее один из виднейших деятелей отечественной высшей школы депутат фракции КПРФ в Госдуме Олег Смолин высказался за двукратное увеличение финансирования системы образовании. Медведев поддержал депутата, согласившись, что темпы финансирования, по крайней мере, не должны снижаться, имея ясную перспективу к увеличению.
Говоря об одной из самых насущных проблем отечественного образования — об увеличении зарплат вузовским преподавателям, премьер-министр пообещал сделать всё то, «что давным-давно пора сделать» и воплотить в жизнь положения соответствующего указа президента.

В ходе обсуждения законопроекта Медведев затронул и проблему налоговых льгот в сфере образования. Премьер считает, что их количество должно быть увеличено. Особенно это касается приобретения образовательными учреждениями нового оборудования.

Итак, судя по размаху намечающейся реформы и масштабу её обсуждения, надежд на положительные перемены в отечественном образовании у граждан страны всё же прибавится. Будем надеяться на лучшее, не ограничиваясь одной лишь критикой и скепсисом, а продолжая общественную дискуссию по этому, пожалуй, одному из самых болезненных вопросов, стоящих перед современной Россией.