http://tuofikea.ru/novelty

Бунт на дачах Путина и Медведева

Дорога к городку в Ивановской области — Плесу — по зеркальной гладкости может посоперничать со столичными магистралями. «Скоро у нас тут совсем Рублевка будет», — довольно цокает языком водитель раздолбанной маршрутки. Потому что дорога эта — к даче Медведева.

Дача М

Самый знаменитый дачник здешних мест — премьер Дмитрий Медведев. По рассказам местных, он сам прилетает на вертолете, а вот его свита и охрана прибывают наземным путем. И уж конечно прежняя грунтовка никак не годилась для колес кортежей и автобусов с омоновцами.

— Вчера только Медведев тут был, — обсуждают в автобусе. Визит вип-отдыхающего невозможно удержать в секрете — ОМОН и полицию, как говорят, сгоняют чуть ли не с трех областей — Костромской, Владимирской и Ивановской. Проверяют даже авоськи у бабушек — вдруг там что взрывоопасное? Поэтому, когда глава правительства отдыхает, старожилы стараются лишний раз из дома не высовываться.

— Да оне страшные — в ушах наушники, на боках оружие, и так их много! — охают бабульки.

Даже на первый взгляд видно, как преобразился Плес. За последние годы этот уездный городок Золотого кольца превратился в милый курорт почти европейского уровня. Приятная набережная, яхт-клуб, уютные кафешки и ресторанчики, куча рекламных объявлений.

«Плесская кухня» — появилось и такое определение. Больше всего — объявлений по аренде и продаже недвижимости. Цены почти как на Рублевке. Чем ближе к вип-даче — тем выше. И застройка там соответствующая. «Это не наши, всё москвичи скупают», — говорят плесские коренные жители, которые слегка обалдели от того, что их избушки вдруг стали стоить, как дворцы. Многие предпочитают продать и уехать — слишком много стало суеты в некогда тихом Плесе.

Из всей местной рекламы мне больше всего запомнился щит со странной надписью «Плес — столица Потаенной России». Это туристическая фишка, но понимать ее можно многозначно…

Кортежем по картошке

— Налево — дорога к Медведеву, направо — к Путину, — охотно сообщают работяги, которые ковыряются с расширением дороги на въезде в Плес. — Медведев здесь давно обжился, а Путин только что начал. Причем медведевские при стройке еще разговаривали с местными жителями, а путинские — просто разломали все в один день экскаваторами…

Про разный политический стиль президента и премьера местные жители узнают отнюдь не из телевизионных новостей — они всё видят собственными глазами. Особенно это касается непосредственных соседей — например жителей поселка Северцево. Это самый простой, неприукрашенный электорат — жители панельных пятиэтажек, все пенсионеры, бывшие работники Плесского колледжа. Одна из жительниц, Татьяна Тараченкова, так близко к сердцу приняла последние события, что слегла со стенокардическим кризом. Дверь в ее небогатую квартиру открыта, сама хозяйка извиняется, что дает интервью в положении лежа — врачи запретили вставать.

— 19 лет назад сельсовет давал сотрудникам колледжа (тогда техникума) земельные участки — 25 человек получили по 20 соток. Сейчас нас осталось 15 человек, в основном все уже пожилые. Но участки не бросали. Так и в этом году. И вот пошли мы в июне проведать свой участок, а там по нашей картошке уже вовсю экскаваторы ездят и куча другой техники.

Так только захватчики во время войны нападают! — всхлипывает Татьяна Геннадьевна и тянется к пакету документов в целлофановом файле. Первый лист в стопке — свидетельство о праве пожизненного пользования земельным участком.

Прямо по картошке северцев сейчас прокладывают новую широкую дорогу, которая ведет к даче премьера.

— Может, Медведев и не в курсе? — с традиционной для русского народа верой в доброго царя спрашивает меня Татьяна Геннадьевна. — Может, это местные расстарались?

Северские пенсионеры начали свою «битву за урожай» картошки — разослали во все инстанции письма. Не ответил пока только Кремль. Губернатор прислал отписку, а районная прокуратура неожиданно встала на сторону жителей.

— Нам говорят: обращайтесь в суд, но тут вы все равно ничего не выиграете, — сокрушается Альбина Синицына.

А местному депутату, который стал проявлять много активности в защите интересов северцев, мягко намекнули убавить прыть. Но кое-что он успел выяснить — заказчиком строительства дороги выступает департамент спорта и туризма Ивановской области. Правда, в других официальных ответах, которые получили северские пенсионеры, заказчиком названа администрация Приволжского района Ивановской области. Эта путаница, масштаб стройки, направление дороги и полное игнорирование интересов жителей заставляют местных подозревать гораздо более высоких заказчиков.

— В суд? Да мне стыдно судиться с государством, а им, значит, не стыдно? — дрожащим голосом говорит Татьяна Тараченкова.

Районная администрация считает поле, по которому пройдет новая дорога, бесхозным. Но у северцев на руках не только свидетельства о пожизненном пользовании, но и квитанции об уплате земельного налога, который они с пунктуальностью людей старой закалки исправно вносили в бюджет.

Столкнувшаяся с сопротивлением «старой гвардии», которая решила не отдавать «оккупантам» ни пяди своей картошки, власть заговорила чуть в другой тональности: возможно, предоставят другие участки. Это «возможно», особенно после победного марша строительной техники по огородам северцев, кажется особенно издевательским.

— Причем речь идет об участках, которые расположены далеко, неудобно, и их окультуривать надо еще много лет. А где гарантии, что их потом не заберут таким же макаром? — спрашивают местные.

Вопрос, конечно, риторический.

В Плесе поселился замечательный сосед

Впервые Медведев посетил Плес в 2008 году, когда президентская яхта «Россия» причалила к местной набережной. Он посетил яхт-клуб, отобедал в ресторане, осмотрел достопримечательности. Одной из которых и была полуразрушенная усадьба в Миловке (поселок под Плесом). В дореволюционное время усадьба принадлежала графу Черневу, в советское время пришла в упадок, а в 90-е стала переходить из рук в руки. Говорят, последним владельцем был местный бандит.

Когда имение приглянулось Медведеву, территорию вокруг стали «зачищать».

— Дома у нас, конечно, были старые, без удобств, но мы их любили, и природа там — сказка, — рассказала мне бывшая жительница Миловки Ирина Михайловна. — И стали к нам ходить люди — предлагать переселение. Я поначалу их на порог не пускала, но постепенно они меня измором взяли — поселок наш совсем забросили, со светом начались перебои, дороги не было, мне сказали: если останешься, придется твой дом забором обносить и вход-выход — только по пропускам… Пришлось соглашаться. Дали взамен дом, по удобствам получше, хотя все равно вложить в него пришлось немало на старости лет. Но душа все равно туда рвется…

Душе, как и телу Ирины Михайловны, не суждено вернуться в прошлое: той Миловки больше нет — 4 км леса огорожено забором, выход к реке — тоже. Некоторые местные работают в обслуге дачи — говорят, теперь там роскошно: позолота, итальянская мебель, вертолетная площадка…

Километрах в пяти, в Порошино, ведется другая стройка, не уступающая по размаху медведевской. Тандем и на отдыхе неразлучен. Новый объект в Порошино называют «дачей Путина». Раньше здесь были дом отдыха и пионерлагерь, потом все пришло (или привели) в упадок, и объект выкупила небезызвестная бизнесвумен Елена Батурина, которая сейчас покинула страну. А у земли появился новый хозяин — тот, кто остался. И судя по всему, надолго.