http://tuofikea.ru/novelty

Сетевые заработки выведут из тени

В Госдуме планируют законодательно обязать интернет-пользователей платить налоги со своих доходов, которые они зарабатываются в сети. Главным образом это касается размещения рекламы на страницах известных блогеров. Сколько удастся собрать налогов пока не известно, поскольку рынок не изучен. А пользователи, тем временем, удивляются, зачем понадобилось изобретать специальный закон, если доходы любого блогера ничем не отличаются от доходов других граждан, и их можно контролировать с помощью уже действующих законов. О возможной ревизии рекламного рынка в Интернете – материал корреспондента «Вестей ФМ» Николая Осипова.

Платные публикации, реклама на личных страницах, баннеры, откровенно коммерческие статьи – всем этим время от времени промышляют блогеры разных уровней. Чем блогер популярнее, тем больше к нему поступает предложений. Одна компания просит написать, как он купил пылесос определенной марки, другая – рассказать о новом автомобиле, кто-то может предложить очернить конкурентов – за все платят, но кому и сколько блогеры то ли не знают, то ли не хотят признаваться. Известный представитель этого сообщества Антон Носик поясняет, что рынок абсолютно не изучен.

«Зависит от блогера, есть такие, которые не размещают у себя рекламу, есть такие, которые размещают. Он вырученные деньги отправляют на благотворительность, но этот рынок и его обороты не посчитаны», — говорит Носик.

В Госдуме решили, что пора заняться таким видом заработка и проверить, все ли платят налоги. Ведь блогер, как и любой другой гражданин, обязан чтить налоговый кодекс, но для них решили выпустить специальный документ, возможно поправки, а возможно и отдельный закон, который поставит на учет эту деятельность

Главное, что вызвало вопросы к авторам инициативы – почему блогеры удостоились индивидуального внимания в налоговом вопросе. Если они являются гражданами России, то должны платить налоги, как и все. И в случае каких-то сомнений, налоговая вправе привлекать к ответственности любого пользователя за сокрытие доходов. Поэтому мотивация депутатов не до конца понятна, рассуждает Антон Носик.

«Если они идут в черную и возникают какие-то случаи платежей нарушающих налоговое законодательство, то я не понимаю, почему с этими платежами нельзя разбираться в рамках действующего налогового законодательства. И для того, чтобы прислать к блогерам, то налоговой не нужен никакой закон, потому что блогеры такие же субъекты российского права и налогового законодательства как и любые другие индивидуальные предприниматели, наемные работники и корпорации. Налоговая имеет право проверить любого человека, не надо для этого принимать какой-то закон, нет сейчас такого закона, по которому журналиста можно проверить, а блогера нельзя», — отмечает Носик.

На самом деле отследить абсолютно все интернет-доходы не так просто. Кроме рекламы есть и другие виды заработка, например, небезызвестный троллинг, платная накрутка комментариев, скрытые формы популяризации товаров, компаний и услуг – это как раз самые распространенные способы заработка, и почти с полной уверенностью можно говорить, что они идут мимо налоговой, рассуждает президент компании «Интернет и право» Антон Серго.

«Реклама может быть как прямая, так и косвенная. Если вы являетесь блогером, то прямую рекламу для вас будет достаточно трудно, а косвенную будет не трудно. Какое-нибудь сообщение типа: сегодня утром мне было скучно, пошел в магазин, мне понравилась бутылка такой-то водки, оказывается очень классный продукт, всем рекомендую, тоже самое пошел купил кофе или сигареты», — рассказывает Серго.

Все это носит характер неофициального заработка, очень часто такая деятельность не отображается в бухгалтерии заказчика, вернее маскируется различными способами, и уж тем более ее не афиширует исполнитель. В этом смысле, возможно, действительно стоило бы внести законодательные поправки, но что это будет – сказать трудно. Вряд ли надо выпускать отдельный закон от блогерах, продолжает Антон Серго, хотя в целом согласен, что этот рынок труда абсолютно дикий и теневой.

«С точки зрения закона о рекламе – это все равно реклама, поскольку цель вашего сообщения – создание интереса к тому или иному продукту или производителю. Блогеры используют серые схемы получения вознаграждения. А налоги легко собирать с прозрачных поступлений. Если мы заключаем договоры, вы мне делаете банковский перевод и все понятно прозрачно. А когда блогеры не хотят светиться, это будут те самые оплаты в конвертах, и государству трудно вмешаться и уловить момент передачи этого конверта, чтобы точно рассчитать сумму налога, который гражданин должен с этого конверта платить», — объясняет Серго.

Оплата в конверте это для интернет-пользователей – это образное выражение. Чаще практикуется оплата через электронные кошельки. Область финансов, которая вообще практически не контролируется. С другой стороны, пользователи все равно вынуждены выводить эти деньги на банковские карты и как раз на этом этапе налоговая может задать вопрос – откуда они появились. Так что теоретически блогерский рынок рекламы все же поддается учету с помощью существующих законов. Но и интернет-эксперты и авторы законодательных инициатив признают, что до сих пор этим учетом всерьез никто не занимался.