http://tuofikea.ru/novelty

Мусульманам Владивостока российские законы не указ?

Лидер получившей предупреждение общины упоминается в списке экстремистских материалов Минюста.

Кому-то анекдот, а кому-то и кошмарный сон: массовые религиозные акции, как оказалось, также могут быть вполне рассмотрены через призмук недавно принятого нашумевшего закона о митингах, согласно которому в разы увеличены штрафы за нарушение порядка проведения массовых акций.

Собственно, а почему нет? Такое «развитие мысли» более чем ожидалось. Другое дело, что в голове (пока что по крайней мере) не укладывается разгон крестного хода, аресты его участников, суды и воистину неземные штрафы. Теоретически такое возможно, на практике такой сценарий кажется нереализуемым абсолютно. Впрочем, «особый статус Православия» тут ни при чем, но об этом чуть ниже.

Пока же есть прецедент: Казыятское управление мусульман Приморского края получило официальное предупреждение от краевого управления Минюста РФ. Поводом для столь серьезной реакции власти послужила, как пишут СМИ, массовая жалоба со стороны местных жителей на мусульман, которые практически оккупировали территорию у жилого дома, первый этаж которого данная организация как раз занимала. По факту жалобы была организована проверка, которая, в частности, показала, что со стороны мусульман действительно имеет место нарушение нашумевшего «антимитингового» закона.

Вообще-то деятельность религиозных организаций регламентируется в России федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», однако он определяет, что религиозные обряды могут совершаться непосредственно в культовых сооружениях, а также «специально отведенных местах». Поскольку придомовая территория к таковому «специально отведенному месту» не относится, то, согласно статье 16 части 5 закона «О свободе совести» мероприятия, проходящие за пределами культового сооружения и отведенной территории, попадают под действие закона о массовых акциях.

И все бы ничего, да вот только под данный закон попадают все религиозные конфессии, действующие на территории России и, по понятным причинам, в первую очередь как раз Русская православная церковь. Крестные ходы неотъемлемо сопровождают праздничные богослужения, но теперь получается, что «по-хорошему» прихожане должны, согласно строгой букве закона, заблаговременно подавать уведомление о шествии (по закону Крестный ход есть шествие) и ждать согласования? Нет сомнения, что власти не будут отказывать в согласовании и «подмахивать» бумаги не глядя. Но если вдуматься — получается-то кощунство похлеще «пусечного»: выходит ведь, что прославление Бога подлежит согласованию чиновников.

Чиновники могут, понятно, и глаза закрыть на это бюрократическое недоразумение, дать отмашку «раз и навсегда» — ходите Крестным ходом без предварительных петиций. Так-то так, но вот если «доброжелатели» (а их у РПЦ хватает нынче) вдруг напишут письмо в Генпрокуратуру с просьбой разобраться в нарушении общиной храма установленного порядка проведения шествий и в бездействии чиновников — что тогда?

Скандальную ситуацию с приморскими мусульманами в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал известный исламовед, исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Роман Силантьев:

— Дело в том, что когда проходят массовые публичные мероприятия вне Храма у православных — например, пасхальное рождественское богослужение, престольные праздники, иные праздники с большим скоплением людей (те же крестные ходы), естественно Церковь заранее информирует органы правопорядка, которые присылают людей, обеспечивают порядок и безопасность. Ведь всякое может случиться, та же давка, так что присутствие правоохранительных органов оправдано в любом случае. К сожалению, чем больше толпа, тем больше вероятность, что в ней произойдут какие-то неприятные вещи, какие-то провокации.

Потому Закон предписывает как-то массовые мероприятия регулировать. Не с той точки зрения, что они вредны для безопасности государства, хотя некоторые массовые акции таковую и несут, но они могут быть вредны в первую очередь для самих их участников — те же рок-концерты, какие-то слеты. Организация любого массового мероприятия, будь оно светское или религиозное, предполагает предварительную работу по обеспечению техники безопасности. И уведомление правоохранительных органов тут обязательно. Уведомляется и служба «скорой помощи», которая высылает бригаду на дежурство и нередко в них действительно бывает необходимость.

Если же люди без предварительного уведомления «по факту» собираются молиться на не принадлежащей им территории — это вызывает большие вопросы у окружающих, на каком основании все это происходит. Если вам местные власти выделили одно здание и только его — вряд ли это дает вам право так же спокойно собираться в большом количестве и возле него, не интересуясь при этом мнением окружающих, не уведомляя органы. Так что в данном случае ситуация совершенно ясна: был нарушен закон, нарушители получили предостережение.

Лично для меня необходимость такого уведомления вещь совершенно очевидная. И двадцать лет назад, и десять лет назад на больших церковных мероприятиях с большим скоплением верующих присутствовали сотрудники правоохранительных органов. Но для представителей упомянутой мусульманской организации во Владивостоке это не показалось очевидным. Она, надо сказать, вообще имеет достаточно сомнительную репутацию: фамилия ее лидера упоминается в списке экстремистских материалов Минюста РФ как автора трех соответствующих книг. Возможно, им вообще закон российский не писан, и тогда тут ничего удивительного нет. Предшественник этого деятеля вообще еще в 2001-м году объявил местным властям джихад.

— Нет ли риска, что мусульмане как-то остро, быть может, слишком остро отреагируют на «притеснение» братьев по вере? Как бы не расшатался хрупкий межрелигиозный мир.

— Я бы не сказал, что мусульмане как-то особенно остро реагируют на какие-то видимые им случаи притеснения, просто надо выделять среди них провокаторов, которые позволяют себе заявления порой откровенно вызывающие. Но подавляющее большинство мусульманских организаций в России находятся в ладу со светской властью и законами, есть лишь какие-то кричащие маргиналы, которых меньшинство и на которых всем наплевать. В том же Владивостоке есть не только упомянутый скандальный муфтий, но и другой, мирный, с которым власти, если что, и будут сотрудничать.

— Надо полагать, что и проблема со столпотворением молящихся на главные мусульманские праздники — на том же Проспекте Мира в Москве — так же может быть разрешена с миром?

— Власть давно хочет это сделать. Не секрет, что мусульман туда на молитвы привозили автобусами чуть ли не со всей Москвы. Между тем, есть предложение разводить молящихся по другим мечетям, в том числе подмосковным, по выставочным павильонам, чтобы не создавать суперконцентрацию людей в одном месте. На Проспекте Мира, кстати, нет мечети, ее разобрали еще в прошлом году, так что и собираться именно там сейчас нет смысла. Сейчас там место для молитвы не лучше, чем на любой выставочной площадке.