http://tuofikea.ru/novelty

Минтранс поддержал создание черных списков авиапассажиров

Для того, чтобы списки получали стала юридически возможна, власти предлагают внести изменения в Гражданский кодекс. Дума рассмотрит законопроект в сентябре.

Министерство транспорта подготовило проект отзыва правительства на законопроект от ЛДПР о черных списках пассажиров, которые замечены в грубых нарушениях правил безопасности на борту. По замыслу ЛДПР, авиакомпании получат право не продавать билеты таким клиентам в течение 5 лет.

У авиакомпаний будет особый публичный договор

«Правительство РФ поддерживает предложения о формировании перевозчиками списков пассажиров, совершивших на борту воздушного судна действия, угрожающие безопасности полетов», — говорится в проекте отзыва. В текст законопроекта «О внесении изменения в Воздушный кодекс РФ» предлагается внести ряд уточнений — но без подробностей. В частности, предлагается упорядочить список действий, которые могут привести в черный список, процесс оформления нарушений, уведомления пассажира о внесении в список и то, как пассажир сможет это обжаловать. Например, предлагается обязать перевозчика оформлять и выдавать нарушающему порядок пассажиру письменное предупреждение.

Главная юридическая сложность введения нормы о черных списках состоит в том, что она противоречит Гражданскому кодексу. «Согласно части 3 статьи 426 ГК, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить услуги не допускается», — напоминают авторы отзыва. Статью 426 ГК нужно поменять — и добавить туда для авиакомпаний специальное исключение.

Списки публиковать не будут

Чтобы составление «черных списков» не противоречило закону о персональных данных, правительство рекомендует определить цель составления списков — безопасность полетов — и отказаться от их опубликования. Еще до покупки билета пассажира предлагается информировать, что авиакомпания имеет право использовать его персональные данные в случае необходимости. Также в правительстве считают, что необходимо дифференцировать тяжесть нарушений, которые совершает пассажир, — то есть не включать в черные списки за все нарушения. Кроме того, говорится в отзыве, нужно проработать и обосновать срок, в течении которого авиакомпания сможет не продавать билет «проштрафившемуся» пассажиру.

Ранее законопроект о черных списках поддержали «Трансаэро», «Аэрофлот» и глава Росавиации Александр Нерадько. Один из авторов законопроекта, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов в разговоре с «Известиями» отметил, что если закон будет принципиально поддержан правительством, авторы готовы вносить в него доработки. Он отметил, что авторы закона готовы пойти на уступки и не прописывать право публиковать черные списки.

— Те пункты, которые предлагается доработать, по большей части носят юридический и технический характер, — говорит собеседник. — Что касается того, чтобы прописать порядок уведомление пассажира и право обжалования, в законе можно просто указать, что соответствующий подзаконный акт должен быть издан Министреством транспорта.

По словам Нилова, если законопроект будет окончательно поддержан правительством, он может быть рассмотрен в Думе уже в начале осени. «Сроков конкретных нет, но так как он «на принятие», то желание принять его будет гораздо больше, чем если бы правительство рекомендовало отклонить. Есть шанс, что в сентябре уже будет рассмотрен», — отметил Нилов.

Исключение для авиакомпаний чревато, считают в ОЗПП

Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков назвал «безобразием» тот факт, что для авиакомпаний может быть внесено специальное исключение в Гражданский кодекс. «Положения Гражданского кодекса о публичном договоре — базовые. Если из этих положений делать исключения — то все разъедется как по швам. Сейчас подарок мы делаем авиакомпаниям, потом придут страховщики, потом банки», — отмечает Аншаков. По его словам, «черные списки» могут быть инструментом для авиакомпаний, чтобы не обслуживать «неудобных пассажиров» — тех, кто имеет юридический конфликт с компанией или требует внимания.

— Есть определенная категория пассажиров, которые авиакомпаниям не нравятся. Они, скажем, права качают, в суды обращаются — не только дебоширы, которые хулиганят на борту, — отмечает Михаил Аншаков, — Есть какие-то пассажиры, которых не хотят перевозить… Есть, например, инвалиды, с которыми авиакомпаниям не хочется связываться, потому что нужна инфраструктура и обученный персонал, чтобы доставить инвалидов на борт.