http://tuofikea.ru/novelty

«Можно было бы построить противопаводковые водохранилища»

Директор ФГУП «Центр Российского регистра гидротехнических сооружений и государственного водного кадастра» Сергей Беднарук — о том, что могло предотвратить трагедию.

— В первый день после трагедии появилась информация о преднамеренном сливе воды из Неберджаевского водохранилища, потом представитель Следственного комитета заявил о том, что сливы проводились, но в автоматическом режиме. Действительно в Неберджаевского водохранилище есть возможность только для автоматического слива воды?

— Там действительно автоматический водослив. Что такое автоматический водослив — когда вода поднимается выше определенной отметки, она автоматически сливается. Он нерегулируемый — там ничего не открывается, ничего не закрывается.

— То есть в ручном режиме там ничего нельзя сделать?

— Да, оно не управляется, но в любом случае слив воды никак не повлиял в худшую сторону на развитие событий. Водохранилище даже несколько снизило эффект. В любом случае, пока вода набирается до отметки порога водослива, она не скатывается вниз, остается в водохранилище. Потом, даже после подъема выше порога, для того чтобы пропустить определенный объем, нужен напор. Чтобы получить этот напор, нужно далее емкость наполнить, еще меньшая часть воды идет вниз. То есть водохранилище на пике паводка в любом случае, даже с автоматическим водосливом, только уменьшает сброс. Увеличить количество воды оно может только в одном случае — если произойдет прорыв дамбы. Прорыва, судя по всему, не было.

— Проводились ли какие-то работы по реконструкции гидротехнических сооружений на водохранилище в последнее время?

— Мне это неизвестно. У нас в регистре достаточно старые сведения, они не обновлялись. По существующему порядку орган надзора предоставляет сведения по гидротехническим сооружениям, по их состоянию, по изменению. Судя по всему, достаточно давно никаких сведений не представлялось. Орган надзора — это Ростехнадзор, территориальное управление.

— О каких сведениях идет речь?

— Нет свидетельств, проводились ли проверки гидротехнических сооружений. Те сведения, которые у нас есть, — очень старые, там даже написано, что у сооружений нет декларации безопасности.

— Была информация, что в 1999 году был разработан проект реконструкции Неберджаевского водохранилища, но никаких существенных работ согласно проекту проведено не было.

— Возможно, но опять же это не очень связано с теми событиями, которые произошли. Водохранилище целое, сооружения целые. В лучшем случае оно немного уменьшило пики. Проблема в ливневых дождях, в системе оповещения, в системе реагирования. И в системе других мероприятий, которые делаются не за один день, не за неделю, которые должны быть просчитаны.

— Можно ли было построить какие-то сооружения в самом Крымске, которые позволили бы смягчить ситуацию?

— В самом Крымске вряд ли, но чисто теоретически можно было бы построить специальные противопаводковые водохранилища, которые перехватывали или задерживали вот этот сток.

— Кто мог принять решение о таком строительстве? Местные власти?

— Нет, местные власти такое решение принять не могли: по Водному кодексу все водные объекты за исключением прудов и обводненных карьеров находятся в федеральной собственности. Для этого есть механизмы — есть Схема комплексного использования и охраны водных объектов, в составе схемы есть раздел о противопаводковых мероприятиях. Если для какого-то бассейна эта задача определяется как приоритетная, там могут быть предусмотрены мероприятия, финансирование и т.д. Схему разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов, оно находится в системе Министерства природных ресурсов. Эти схемы начали разрабатываться — если бы эта угрозы была определена как одна из основных, соответственно должны были быть запланированы мероприятия. Но строительство занимает несколько лет.

— Сколько стоит построить такое водохранилище?

— Вообще строительство гидротехнического сооружения — дорогое удовольствие. Как минимум, это сотни миллионов рублей.