http://tuofikea.ru/novelty

Борьба с коррупцией: день первый

С первого июля текущего года вводится в действие закон, выстраданный в пятилетних законотворческих муках, призванный стать основным орудием противодействия коррупции – явлению, ставшему за годы Независимости не только основным бичом, но и неотъемлемой частью, сущностью украинского общества. Явлению, пронизавшему собой абсолютно все сферы нашей жизни, воспринимаемому нами на бытовом уровне как нечто данное, то что нельзя победить, то с чем бороться можно только на словах, а на деле… На деле, давайте откровенно – не с высоких трибун, не на митингах, а между собой в честной, откровенной беседе мы признаем, что: если попался – был неосторожен, если не рассчитался за услугу с чиновником – поступил непорядочно, если нашел способ обойти закон через связи – молодец! А в основе нашего порою искреннего недовольства этим явлением лежит, признайтесь себе, — больше зависть к тем, у кого получается, тех, кому не дано.

При этом, коррупция без преувеличения является сегодня одним из основных цементирующих элементов не только государственного механизма, но и общественного обустройства в целом. Убери коррупцию – и куда уйдут тысячи умных, образованных людей среднего управленческого звена, приносящих сегодня огромную пользу в государственном аппарате, выполняя на профессиональном уровне очень сложные рутинные узкоспециализированные задачи, стоящие перед государством? Или они смиряться со своей участью и продолжат работать на 3,5 тыс. грн.? Тоже касается учителей, врачей и представителей других профессий, последовательно удерживаемых государством ниже предела черты бедности.

Автор сих строк бесконечно далек от призыва оставить все как есть. Однако, явление, которое так сильно въелось в украинское общество невозможно побороть в одночасье, этот Гордеев узел не рубится с плеча, и путь к преодолению коррупции долог и тернист. Путь, который страны Европы преодолевали столетиями, заменяя взятки судьям государственными пошлинами, а продажу должностей конкурсным отбором претендентов, нам надо пройти намного быстрее, но все-таки постепенно.

Именно в этой связи принятый Закон «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» должен стать тем инструментом, который, с одной стороны, позволит «закрутить гайки» в известных всем сферах коррупционного беспредела, где коррупция действительно приносит обществу колоссальный вред, но с другой – не станет орудием расправы с неугодными чиновниками и бизнесом. Да, именно бизнесом, ведь в соответствии с новым законодательством субъектами коррупционных правонарушений становятся не только государственные чиновники и лица, выполняющие функции государства, но и должностные лица юридических лиц частного права, а также физические и юридические лица, принимающие участие в коррупционных нарушениях с другой стороны (напр., предоставляющие неправомерные выгоды чиновникам).
По мнению многих специалистов, принятый закон намного лучше предыдущих. С одной стороны, он значительно жестче, нежели действующая до нового года редакция закона о коррупции, а с другой – в нем отсутствуют многие острые углы, перегибы трех антикоррупционных законов, отмененных Верховной Радой в начале этого года. Вместе с тем, для многих директоров частных юридических лиц может стать новостью то, что с 1 июля текущего года они несут юридическую ответственность за оказание неправомерного содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении ими хозяйственной деятельности, получении субсидий, субвенций, дотаций, кредитов, льгот, заключении контрактов, неправомерное содействие назначению лица на должность, неправомерное вмешательство в деятельность органов государственной власти, местного самоуправления или должностных лиц, и наконец, за предоставление неправомерных преимуществ физическим или юридическим лицам в связи с подготовкой проектов, утверждением (согласованием) заключений. Т.е., другими словами, директор частного юридического лица может быть привлечен к ответственности, если он, обходя объявленный предприятием конкурс возьмет на работу дочь своего друга, вместо претендента, выполнившего условия конкурса!
Руководитель юридического лица несет ответственность за коррупционные нарушения, если заключенная им сделка была признана недействительной, экспертное заключение не в полной мере соответствует действительности.

Знают ли те же самые директора, их замы о том, что с 1 июля 2011 года за не предоставление или несвоевременное предоставление информации по запросу гражданина, равно как и за предоставление недостоверной информации, они могут быть привлечены к административной ответственности за коррупционное правонарушение (ст.16 Закона)? В контексте законодательства о доступе к публичной информации коммерческие структуры смогут найти много нового и интересного для себя в части своих обязанностей в соответствующей сфере.
А знают ли они, что подлежат увольнению в трехдневный срок с момента получения их предприятием решения суда о привлечении такого должностного лица к административной либо уголовной ответственности, а до этого момента могут быть отстранены от исполнения своих обязанностей? А знают ли бизнесмены, что о коррупционных правонарушениях (в том числе и на принадлежащих им предприятиях) они должны немедленно уведомить правоохранительные органы?

Закон логичен. Если бороться с коррупцией, то бороться с ней надо на всех уровнях – как на уровне государственного аппарата, так и на уровне частного бизнеса и даже простых физических лиц, без которых коррупционные проявления были бы невозможны. Ведь на самом деле на тех, кто «берет», так и на тех, кто «дает» лежит равная моральная ответственность за коррупцию, как социальное явление в целом. Именно поэтому законодательство с 1 июля предусматривает ответственность физического лица не только за предоставление неправомерной выгоды должностному лицу, но и просто за предложение таковой. При чем, состав правонарушения имеет место, как в случае если предложение поступает государственному чиновнику, так и к должностному лицу юридического лица частного права.

Еще один нюанс. Согласно части второй ст. 24 Закона сделка, совершенная вследствие коррупционного правонарушения является ничтожной. Согласно Гражданского кодекса ничтожная сделка недействительна с момента ее заключения, не влечет за собой юридических последствий, признание ее недействительной судом не требуется. Казалось бы вполне логичная и правильная норма. Однако, именно данная норма создает практически безграничные возможности для злоупотреблений, особенно в контексте деятельности юридических лиц частного права.
Скажем, юридическое лицо – ипотекодатель, имущественный поручитель, желающее расторгнуть сделку залога недвижимости инициирует антикоррупционное расследование, в ходе которого его директор привлекается к административной ответственности за осуществление неправомерного содействия другому юридическому или физическому лицу в получении кредита. Решение суда о привлечении директора к административной ответственности (или, еще лучше, – об освобождении от нее по сроку давности) вступает в силу и как результат сделка автоматически становится ничтожной, а кредит необеспеченным. При этом, кредитор (напр., банк) в принципе не имеет возможности защитить в суде свои права, как ипотекодержателя, ведь сделка недействительна с момента ее совершения и признание ее недействительной судом не требуется. Это только первый, самый простой пример употребление указанной нормы закона во зло. А давайте попробуем также смоделировать ситуацию со сделками купли-продажи, аренды и т.д…

Чем была продиктована необходимость отнести указанные сделки к категории ничтожных, когда намного более правильным и логичным было бы отнести их к категории оспариваемых, т.е. сделок, которые могут быть признаны недействительными, но только в судебном порядке? Это как раз и дало бы возможность кредитору в приведенном примере защитить свои права как стороны по сделке. В данном случае, законодатель очевидно перегнул палку.

Так или иначе, Закон «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» является крайне интересным чтивом для представителей украинского бизнеса, ведь с 1 июля именно они смогут открыть для себя новую грань взаимоотношений как с государственным аппаратом, так и с обширным списком правоохранительных органов, уполномоченных бороться с коррупцией, к коим новый закон относит практически все известные учреждения – начиная от прокуратуры, продолжая подразделениями по борьбе с организованной преступностью МВД, налоговой милицией и заканчивая Службой безопасности Украины. Отметим, что координация реализации антикоррупционной стратегии возложена на специально уполномоченный орган по вопросам антикоррупционной политики, создаваемый Президентом. Таким образом, обратить свое внимание, а также внимание своих юристов на новый законодательство, вступающее в силу с 1 июля 2011 года и особенно на изменения Уголовного кодекса (ст. ст. 364 – 1, 365-1) и Кодекса об административных нарушениях, для отечественных предпринимателей является жизненно необходимым.

Несмотря на то, что принятый закон намного лучше предыдущих вариантов, антикоррупционное законодательство еще далеко несовершенно. И именно его несовершенство в совокупности с легко угадываемым нежеланием большинства людей у власти качественно изменить сложившуюся ситуацию, порождает небезосновательные сомнения в эффективности новых антикоррупционных норм. Ведь ключ к уменьшению коррупционных проявлений лежит в плоскости не сколько репрессивных, принудительных мер государства (тем более, если они направлены исключительно против отдельных неугодных), сколько личным примером не коррупционного поведения среднего и высшего управленческого звена государственного аппарата, на личном примере внедрения поведенческих стандартов государственной службы.