http://tuofikea.ru/novelty

Чему может учить «плохая» русская история?

Историческое знание является важнейшей частью сознания современного человека, и в нем центральное место занимает знание истории своего народа.

Почему мы все время обращаемся к нашей истории, почему с каждой сменой политической конъюнктуры историческая наука переосмысливает, переписывает заново нашу историю, меняет в ней акценты и оценки? Этот вопрос является частным проявлением более общего вопроса — что вообще человек ищет в истории, и, что он может там найти? Известны две расхожие сентенции по этому поводу: кто не имеет истории, тот не имеет будущего или кто не желает извлекать уроков из истории, тот обречен повторять ее ошибки. И вторая: единственный урок, которому учит история, состоит в том, что в ней нет никаких уроков или что никто и никогда не извлекает из нее никаких уроков. Эти сентенции годны для всех времен и народов, а потому не годны конкретно ни для одного времени и ни для одного народа. Кроме того, они противоречат друг другу.

Дело в том, что поставленные нами вопросы требуют именно конкретного ответа. Вообще в истории мы ищем себя, тайну своего будущего. Но как мы это делаем? Сознательно или же бессознательно, но мы всегда кроим историю под себя, под свое желаемое видение будущего. Познание истории действительно является не вопросом объективного знания фактов (такое знание, несмотря на его ценность, собственно не нужно людям в такой мере, как специфическое истолкование этих фактов), а вопросом интерпретации истории. Интерес, партийность часто ведет историка даже к фальсификации исторических фактов, лишь бы вписать историю в избранную им модель истолкования. Приступая к познанию — интерпретации истории, ученый уже имеет свою определенную концепцию, видение фактов. И далее перед ним стоит проблема постепенного приближения этого предварительного видения, «пред видения» истории к реальной картине исторических фактов. Степень соединения этих двух вещей может быть разной, но никогда не будет абсолютного совпадения. Нравится ли это кому-то или нет, но партийность в общественной науке неизбежна, ибо она коренится в социальной природе человека.

Соответственно, уроки истории, т. е. ее интерпретация может быть различной, в зависимости от партийности историка. Уроки истории зависят даже от социального настроения историка — пессимистического или же оптимистического.

Переходя к русской истории, мы должны видеть, что возможны различные интерпретации ее, и соответственно различные уроки, которые можно извлечь из нее. Чему она может учить — это зависит от партийности человека, изучающего историю, под которой имеется в виду четкая, хотя часто маскируемая, ориентация исследователя на вполне определенные классовые интересы. Соответственно, для историка, ангажированного современной властью, т.е. для современной официальной исторической науки русская история дает одни уроки, смысл которых сводится, в конечном счете, к тому, как бы получше и поэффективнее эксплуатировать трудящихся, и насколько велик запас народного терпения. Для историка подлинно демократической партийности, т.е. стоящего на позиции страдающего и угнетаемого сегодня, как и всегда, народа русская история дает совсем другие уроки — уроки нравственной силы, непобедимости творческой силы народа, уроки народовластия.

Отсюда неизбежны современные споры о нашей истории, но вопрос состоит в том, какая же история: официальная или оппозиционная ближе к действительной исторической истине? А за этим вопросом скрывается и другой, еще более практически значимый вопрос: как вести себя основным действующим лицам современной нашей истории, на какой исторический опыт опираться? Дело в том, что интерпретация истории является базой моделирования современного политического поведения и, в конечном счете, определяет и моделирование будущего, которое определяет ход преобразований в обществе.

Поэтому не случайно сегодня, как и всегда, особенно в переломный момент нашей истории, идут споры вокруг ключевых событий и фигур нашей истории. Оценка исторических деятелей и событий нашей истории, истолкование их мотивов и причин — все это является объектом острой идеологической борьбы, и характер этих оценок и толкований всегда выдает действительную партийность историка. Но все эти уроки — это уроки, извлекаемые учеными.

А есть и другой, не менее важный пласт уроков истории — это духовный исторический опыт народа, в котором исторические события откладываются устойчивыми психологическими, поведенческими и мировоззренческими стереотипами, которые весьма консервативны, т.к. преодолеваются только через собственный исторический опыт народа. Негативный исторический опыт долготерпения, страдания, пассивности, потрясающий всех изучающих нашу историю, может быть преодолен только трудным, на радостным опытом подлинной исторической самодеятельности народа. У нашего народа больше, чем нужно негативного исторического опыта, но есть у него и позитивный опыт — это те краткие, но яркие и ключевые моменты нашей истории, когда именно народ спасал страну из безнадежных, казалось бы, ситуаций, куда заводили ее недалекие и продажные правители. Это — 1380 г., 1613 г., 1812 г., 1917., 1941 г. Какой же год будет следующим? Самый актуальный сегодня для нас урок русской истории — урок подлинного народовластия. Ибо нынче, как и в указанные года, никакой мудрый лидер, никакая мудрая партия, никакая мудрая реформа, проводимая сверху, — все они не спасут страну. Это по силам в нынешней ситуации только исторической самодеятельности великого и непобедимого народа в формах подлинного народовластия, рожденных его собственным историческим творчеством. Коренной вопрос спасения страны сегодня — это понимание народом того, что дело рук его самого — его собственное спасение от вымирания на радость хищному и безнравственному Западу. Народ должен понять, что не нужно ждать мудрого лидера, который наведет в стране порядок, ибо этот мудрый лидер наведет порядок, выгодный лишь ему, а нужно самому приступить к построению такой жизни, в которой именно народу, трудящимся, а не кучке паразитов, жить будет весело, вольготно на Руси.

Если мы не хотим повторить негативный урок нашей истории, мы должны крепко усвоить ее позитивные уроки, а задача философов и историков в том, чтобы будить положительный исторический опыт народа, воспитывать его и пробуждать наш народ-богатырь к плодотворной исторической самодеятельности.