http://tuofikea.ru/novelty

Фарс с элементами трагедии

В ходе недавней «прямой линии» с народом президент Владимир Путин дистанцировался от эпохи Иосифа Сталина и не согласился с параллелями между событиями в современной России и в те времена «укромные, теперь почти былинные», как пел Высоцкий. «Я не считаю, что здесь есть какие-то элементы сталинизма. Сталинизм связан с культом личности и с массовыми нарушениями закона, с репрессиями и с лагерями. Ничего подобного в России нет и, надеюсь, уже никогда не будет. Общество просто у нас другое, и никогда этого не допустит», — сказал Путин. Между тем, параллели не такие уж и надуманные, и общественные инициативы, поддерживаемые властью, порой зеркально отражают те, что выдвигались и законодательно утверждались в 1930-е годы.

«Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект о введении в России школьной формы. Собственно, ничего нового и радикального в этом уже распиаренном предложении «ЕР» нет. Форма и сейчас по факту введена во многих российских школах. Для ее производителей и представителей их интересов в политических структурах, близких к власти, законопроект, конечно, — большая радость.

По сообщению ИТАР-ТАСС, руководитель оргкомитета по проведению учредительного съезда Общероссийского народного фронта (ОНФ) Андрей Бочаров уже потирает руки — по его подсчетам, промышленность получит заказы примерно на 36 млрд руб. ежегодно. В общем, подзаработают (и неплохо) на тощих родительских кошельках. Законопроект еще не прошел ни одного чтения, но можно не сомневаться, что будет принят. Во-первых, идею возвращения школьной формы поддержал Владимир Путин, во-вторых, законопроект внесен правящей партией, в-третьих, поддержан и ее дублером — ОНФ.

Несложно предсказать и аргументы в поддержку этой инициативы, которые будут звучать в Госдуме и СМИ: школьная форма дисциплинирует и выравнивает детей разного уровня достатка. А то ведь сейчас как? Кто побогаче, приходит в школу в дорогих шмотках, а дети победнее, понимаешь, страдают. И то и другое — фальшь чистой воды. Если школьная форма и дисциплинирует, то чисто формально, внешне. Стройные ряды одинаковых солдат, одинаковых школьников всегда радуют глаз начальников-реакционеров, но никогда не приводят к сознательной дисциплине, которая достигается не муштрой и единой формой, а уважительными, доверительными и демократичными отношениями между руководителем и подчиненными.

В то же время введение школьной формы — это продолжение «плясок с бубном» вокруг российского государственного гимна или красного знамени Победы. Ни то, ни другое, ни третье не меняет либеральный социально-экономический курс Путина, зато тешит постсоветский неосталинистский электорат, который, с одной стороны, дико боится любых перемен, а с другой, не прочь поностальгировать по эпохе СССР.

В целом же все это продолжение либерально-консервативного курса Путина, где либерализм лишь в экономике (да и то, по большей части, на словах, а на деле — усиление монополизма и переплетения государства с крупнейшим бизнесом), а в политике преобладает консерватизм. Причем этот путинский консерватизм причудливо сочетает в себе черты и буржуазного консерватизма с его апологией материального успеха и приматом частной собственности, и некоторые черты консерватизма советского с разговорами об абстрактной справедливости и восторгами перед пионерской организацией, и даже добуржуазными домостроевскими «ценностями».

В конце 1930-х годов XX века по СССР тоже прокатилась консервативная волна. В этом смысле любопытно сравнить консервативную волну времен Иосифа Сталина и то, что происходит в России в наши дни.Несмотря на непохожесть двух политиков разных эпох – Сталина и Путина, кое-что общее явно проглядывает. Отметим, что и у того, и у другого эта волна сочеталась с закручиванием гаек как в политической жизни страны, так и в частной жизни граждан.

Например, и тот, и другой от терпимости к гомосексуализму перешли к активной гомофобии. Разница лишь в том, что Сталин в конце 1930-х годов окончательно отмел либеральное отношение ранних большевиков к людям нетрадиционной сексуальной ориентации (как известно, после 1917 года уголовное наказание за гомосексуализм, существовавшее в Российской империи, было отменено) и восстановил преследование «голубых» по УК. Путин активно поддерживает гомофобную тему. Однако максимум, что он может сделать в этой сфере, — подписать закон о запрете так называемой пропаганды гомосексуализма, которая, правда, непонятно в чем выражается. В отношении гомосексуалистов Путин, может, и хотел бы вернуть уголовное наказание, но и он, и весь цивилизованный мир живут в другую эпоху… Большевики в 1920-е годы максимально либерализуют все сферы, связанные с личной жизнью человека. В Советской России 1917 — начала 1930-х годов государство практически ушло из личной, интимной жизни человека. Так, в дореволюционной России разводиться можно было только по решению Священного синода, и то с большим скрипом, в основном, в случае прелюбодеяния, по медицинским показаниям и по причине доказанного двоеженства. После революции как брак, так и развод максимально упрощаются. Собственно, и то, и другое при желании можно было зарегистрировать в ЗАГСе в один и тот же день.

В конце 1930-х формальности при бракоразводных процессах снова ужесточают. Теперь можно развестись только по решению городского суда и после позорного опубликования имен супругов в газете. В 1917-м был отменен запрет на аборты. Тело женщины и право распоряжаться им вернули ей самой. В 1936 году, аккурат с началом большого террора, Сталин «по просьбам трудящихся женщин» возвращает запрет абортов, вводя за них уголовное наказание. Результат — резкий рост нелегальных абортов и самоабортов.

В наши дни руководство партии и правительства поддерживает и всемерно разгоняет клерикальную волну против абортов и разводов, однако пока не решается на столь радикальную меру как запрет того и другого. Школа в 1920-е годы была отделена не только от церкви, но, в значительной мере, и от государства. По воспоминаниям писателя Льва Разгона, школа 1920-х годов — пиршество многочисленных и часто очень удачных экспериментов в области образования и воспитания. Школьная форма тогда, между прочим, была отменена. Притом что разница между материальным достатком детей разных сословий существовала и тогда. Просто свобода и раскованность детей считались в то время более важными условиями их развития, чем казенная дисциплина.

Именно той школой 1920-30-х годов были заложены успехи советской науки и техники 1940-50-х, выразившиеся в области освоения космоса и достижения военного паритета с США. В конце 1930-х, и особенно в военные 1940-е, было реанимировано сотрудничество сталинского государства и официального православия. Конечно, оно не достигло того размаха, что в путинской России, но аналогии провести можно. В целом же о путинской консервативной волне можно сказать известной фразой классика об истории, которая повторяется дважды: в первый раз в виде трагедии, во второй — в виде фарса. Хотя для кого-то это, как для участников «болотного дела» или участниц «Пусси Райт», и фарс с элементами трагедии. И правда, священник окропляющий «святой водицей» космический корабль, — это уж точно из разряда фарса.