http://tuofikea.ru/novelty

Der Spiegel. Судьба олигарха Михаила Ходорковского

Олигарх Михаил Ходорковский раскалывает страну и тот город, где он отбывает свое наказание. В настоящее время Верховный суд решает вопрос о возможном сокращении срока его заключения.

Среди шерстяных носков из Армении и шапок, произведенных в Турции, торговка на рынке Анна понижает свой голос. Она рассказывает о том, как в начале зимы батареи отопления в городе оставались холодными, и в этом также «виноват этот олигарх, свалившийся на нас, как упавший с неба метеорит».

Анна ненавидит Михаила Ходорковского за то, что перед своим арестом он был самым богатым человеком в стране, а она по-прежнему остается бедной — ее пенсия составляет всего несколько сотен евро, и поэтому она пытается улучшить свою жизнь, торгуя дешевой одеждой на рынке.

У нее есть торговая точка на окраине Сегежа — мрачного города с населением 30 тысяч человек, расположенного в безлюдной местности. Москва находится на расстоянии 900 километров, а рядом проходит граница с Финляндией. В 30-е годы по указанию Сталина преступники и оппозиционеры направлялись в этот пустынный край, и более 100 тысяч из них здесь умерли.

Путь к исправительной колонии №7 проходит по дороге из щебенки, окаймленной с обеих сторон соснами. Как это происходит каждую весну, автобус 4-го маршрута с трудом пробирается через талый снег и грязь. Конечная остановка — стены с колючей проволокой, сторожевые вышки, а также плакат с надписью «Фотографировать запрещено». Здесь находятся 1300 заключенных, а олигарх Михаил Ходорковский — самый знаменитый из них — сидит здесь уже почти два года. Но, может быть, его заключение подходит к концу?

В эти дни по Москве ходят новые слухи о скором освобождении Ходорковского. Верховный суд запросил материалы первых двух процессов по обвинению российского олигарха. Из-за явной ошибки следствия вынесенный ранее одиннадцатилетний срок наказания может быть сокращен. И в таком случае российский магнат может уже в ближайшее время выйти на свободу.

С другой стороны, как отмечает «Независимая газета», Кремль уже готовит третий уголовный процесс против Ходорковского, в результате которого он может еще два десятилетия просидеть за решеткой — на этот раз по обвинению в заказном убийстве. Подобный вариант также возможен. Ведь находящийся на свободе Ходорковский, по мнению газеты, вновь будет представлять собой угрозу для путинских властных структур: он может потребовать вернуть ему его нефтяную империю, отнятую друзьями Путина. Кроме того, он может стать лидером слабеющей оппозиции.

Против ее самого популярного представителя, а также блогера и адвоката Алексея Навального на прошлой неделе был начат судебный процесс. Генеральная прокуратура обвиняет его в личном обогащении. Навальный исходит из того, что выдвинутое против него обвинение было инициировано Кремлем, и что он должен на несколько лет исчезнуть за тюремными стенами, как это ранее было сделано с Михаилом Ходорковским.

Девять с половиной лет назад по указанию Путина российский миллиардер был арестован за уклонение от уплаты налогов, а затем был разрушен и его нефтяной концерн ЮКОС. Ходорковский сегодня — намного более известный человек, чем это было во время пика его власти, когда он финансировал оппозиционные партии, обвинял ближайших друзей Путина в коррупции и рассматривал вопрос о продаже активов своего концерна одной американской фирме.

Для Запада Ходорковский стал индикатором того, куда движется Россия: будет ли он отпущен, чтобы немного отполировать подпорченный имидж страны накануне зимних Олимпийских игр и в условиях начинающейся экономической стагнации?

В России Ходорковский является проекционной плоскостью для граждан страны, которая спустя 20 лет после развала Советского Союза все еще не может найти себя. Одни ненавидят Ходорковского, другие восторгаются им.

Директор школы № 6 города Сегежа является одним из немногих людей в городе, испытывающих симпатию к Ходорковскому. Много лет назад она принимала участие в компьютерном семинаре, который был профинансирован фондом Ходорковского «Открытая Россия». Когда она захотела провести в выпускном классе дискуссию на тему «Социальная справедливость и такие олигархи, как Ходорковский», руководство школы запретило ей это делать.

Бывший предприниматель в Сегеже — как привидение, и поскольку о нем нет совершенно никакой информации, в городе начинают распространяться разного рода слухи: говорят о том, что он из чувства мести напустил на город свиную чуму, и что он живет, как князь, за колючей проволокой.

Ходорковский является также призраком, посещающим Кремль: Путин против Ходорковского — это борьба двух титанов. Путин способен направить против ненавистного олигарха всю мощь своего государственного аппарата. А хорошо смазанная пиар-машина российского магната проявляет заботу о том, чтобы выходили дружественные по отношению к нему книги и чтобы сочиненная в его честь симфония привлекала к себе внимание во всем мире. Во время массовых демонстраций в Москве освобождение Ходорковского было одним из главных требований оппозиции.

Популярность Путина в стране падает, в том числе и в Сегеже. Это имеет мало отношения к Ходорковскому, и во многом объясняется отсутствием перспектив. За прошедшие пять лет каждый седьмой житель уехал из этого города. В своих невзгодах его жители винят президента и его систему — и на выборах мэра они отдали свои голоса тому кандидату, которого поддерживали коммунисты и националисты. На выборах в марте 2012 года Путин получил здесь на 16% голосов меньше, чем в 2004 году: всего только 56%, и это самый низкий в России результат.

Даже самая красивая женщина среди политиков Сегежа не смогла предотвратить это падение. Лиана Вагузенкова проводила предвыборную кампанию в поддержку Путина с помощью развивающейся копны своих белокурых волос. Как депутат эта 31-летняя женщина представляет именно тот район, где находится исправительная колония Ходорковского. Она добилась прокладки трубопровода с горячей водой для своего обедневшего избирательного округа, а также предотвратила прекращения работы единственного автобусного маршрута.

Эта мать-одиночка является директором городского кинотеатра — единственного в районе. Как раз у самой крыши ее подчиненные натянули специальную сетку для того, чтобы падающая штукатурка не нанесла увечья зрителям. И, тем не менее, она говорит: «Путин гарантирует стабильность нашей страны».

Фильм «Дело Ходорковского», снятый немецким режиссером Сирилом Туши (Cyril Tuschi), она не имела права показывать в своем кинотеатре, но сама посмотрела его в интернете. Фильм ей понравился, так как «Ходорковский показан там как мужественный человек, а не только как преступник, как обычно это делается на нашем телевидении».

Журналист Алексей Яковлев презирает Путина и его пропагандистское телевидение. «Путин вновь заковывает нас в цепи, которые мы сбросили при Горбачеве», — говорит он. Яковлев работает на телеканале «Ника плюс», и гордится тем, что ему удалось выиграть два судебных процесса против мэра, а также тем, что он является совестью города. В синем пальто с шарфом, защищающим от вечного холода в офисе, он сидит за своим письменным столом.

«Путин сделал мою жизнь скучной, а при Горбачеве было интересно», — говорит он. Когда коммунисты из числа сторонников жесткой линии в августе 1991 года замышляли государственный заговор против Горбачева, Яковлев расклеивал на автобусных остановках Сегежа плакаты с надписью «Путч не пройдет!»

Раз в неделю он проводит опросы на улице, и при этом его сограждане рассказывают ему о плохом качестве больниц, а также о замусоренном пляже на берегу озера. Это попытка оживить атмосферу перемен в стране начала 90-х. Только о Ходорковском Яковлев еще не проводил опросы. «Он мне также мало нравится, как и другие нувориши», — говорит он. Кроме того, Яковлев невысокого мнения и о мини-олигархах из Сегежа, а самый приличный из них — Андрей Марков. Но и он, по мнению журналиста, только благодаря связям с прежним руководством области, стал миллионером.

В прихожей виллы Маркова, расположенной на окраине города, посетителей встречают чучела волков и бурого медведя с оскаленными зубами. Сам Марков их убил на охоте. В 1990-х годах он из водителя санитарного автомобиля превратился в самого богатого человека в городе. Ему принадлежали 17 супермаркетов, четыре пекарни и одна заправочная станция; он был своего рода маленьким Ходорковским в Сегеже.

Марков пережил покушение, а также попытку захвата своего бизнеса со стороны мафиозной группировки из Петербурга. Двое его сотрудников были застрелены. Этот предприниматель только что вернулся домой после поездки на расположенное рядом водохранилище. «Во время подобных выездов на природу я постоянно думаю о том, каким же монстром был Сталин, — говорит он. — По его указанию были затоплены десятки деревень, в том числе и та, где жили мои дед и бабка». Но сегодня, после слишком большого количества лет недовольства, связанного с нетрезвыми чиновниками и коррумпированными бюрократами, он считает, «что России, к сожалению, нужен, наверное, новый Сталин для того, чтобы не так воровали, как теперь при Путине».

Часть своей фирмы он продал, а своего десятилетнего внука он собирается отправить в Лондон. «Ведь в России ничего не меняется, — говорит он. — И пока Путин остается у власти, Ходорковский не выйдет на свободу».

Перед исправительной колонией №7 стоит пожилая дама. Элегантная шляпа свидетельствует о том, что она не местная. Эта пенсионерка приехала из Петербурга, а ее поездка в поезде продолжалась 14 часов. В своей сумке она постоянно носит портрет Ходорковского. «Он спасет Россию», — в это она верит. На автобусной остановке ее поджидает муж. «Моя жена всегда была мечтательницей», — замечает он.