http://tuofikea.ru/novelty

В Прибалтике снова осквернили мемориал советским воинам

От двойных стандартов – к двойной морали: в Прибалтике снова осквернили мемориальное кладбище советских воинов.

17 апреля в Паневежисе, одном из крупных городов на севере Литвы, случилось чрезвычайное. На мемориальном кладбище советских воинов, погибших здесь в годы Великой Отечественной войны, совершен акт вандализма: повержены и разбиты обелиски и мраморные доски на могилах, повреждены ограды и другое оборудование мемориала. В мировой культуре воевать с мертвыми считается гнуснейшим преступлением, но только не на «земле Марии», как любят козырять литовские политики своей католической истовостью. Происшествие, которое подняло бы на ноги общественность Франции, Германии и многих других стран Европы, в Литве осталось почти незамеченным. Впрочем, и на деле оно является ничем иным, как рядовым, проходным, еще одним в серии подобных, народ привык к тому, что битва с павшими в годы страшной войны продолжается, выходя порой на государственный уровень.

В минувшем году в Сейме (!) рассматривалась судьба центрального вильнюсского моста, тревогу народных избранников вызвало то, что мост, перестроенный после войны, в соответствии с тогдашней модой украсили скульптурами тружеников, атрибутами советской эпохи. Депутаты решали, насколько архитектурный комплекс соответствует закону о запрете советской и нацистской символики, с великой помпой (еще одна победа над старым режимом, а косвенно — над сегодняшней Россией!), принятому более пяти лет назад, кстати, первыми среди стран Балтии. Под строжайший запрет попали красные флаги и звезды, гимны как музыкальные произведения и любая печатная продукция, восхваляющая и пропагандирующая эти символы. Теперь с позиций правового акта пересматривается архитектура, наглядная агитация, украшение городов и улиц. Не боятся поднять руку и на самое святое. Мэрия города Паланга, который процветает в большей мере за счет российского, украинского и белорусского отдыхающего, сейчас озаботилась судьбой мемориального захоронения советских воинов, который якобы не соответствует эстетике центра курортного местечка, поскольку он украшен в изобилии бронзовыми звездами, лавровыми венками и оружием.

Закон о запрете символики тоталитарных режимов (многие называют его законом, легализующим ненависть) родился не на пустом месте, он стал венцом политики очернения всего, что связано с советским периодом в истории страны, с Россией. С детского сада юным отпрыскам внушается мысль, что все беды пустеющей республики навязаны большой восточной соседкой, затем промывание мозгов продолжается в школе, университетах и колледжах. Ключевой момент: Россию мы примем за полноценное государство только тогда, когда она признает факт оккупации и выплатит компенсацию за годы рабства — что-то порядка 800 миллиардов долларов (суммарную оценку ущерба сейчас уточняет комиссия специалистов, утвержденная указом президента Дали Грибаускайте, однако все говорит о том, что эта цифра может только вырасти). И в этих условиях ничем иным как исключительно ханжеством, граничащим с издевательством, выглядит нарочитое удивление представителей правящей элиты: и откуда у этих юношей столько агрессии? Возвращаясь к паневежскому погрому, надо заметить, что они тут случаются регулярно, предпоследнее произошло ровно полтора года назад, банда изуверов тоже вчистую разгромила памятное захоронение. Акты вандализма регулярно совершаются на мемориалах в Клайпеде, других городах Литвы, и, как правило, виновных не находят или они отделываются чисто символическим наказанием. Как тут не вспомнить: что посеешь – то и пожнешь…

Принятым законом о символике Сейм фактически на одну доску поставил коммунизм и фашизм, в России, Белоруссии и некоторых других странах это расценивается как кощунство, глумление над памятью тридцати миллионов советских граждан, сложивших головы в войне. Однако если относительно советского прошлого власти последовательно исполняют закон, проявляя недюжинное рвение, то вот о нацизме этого сказать нельзя, более того, эти человеконенавистнические идеи все более обретают право гражданства. Каждый год в центре Вильнюсского края, более чем на 80 процентов населенного этническими поляками, русскими, белорусами, работает молодежный лагерь, который гордится своим девизом: «Здесь все литовское — язык, дух, мысли, устремления…» С лекциями, беседами сюда приезжают светила культуры, представители власти, депутаты парламента. В Латвии и Эстонии, пожалуй, единственных странах на земле, где бывшие эсэсовцы считаются едва ли не героями, борцами за независимость, устраивают так называемые марши легионеров, надевают боевые ордена и медали, несут штандарты гитлеровских подразделений. Парадов служители СС и прочих карательных служб фашистского рейха в Литве (здесь их тоже достаточно), слава Богу, не устраивают, но вместо этого каждый год в Вильнюсе, Каунасе и других крупных городах проходят марши национальной (по мнению многих наблюдателей, правильнее говорить — националистической) молодежи, осененной свастикой и другими фашистскими символами, с лозунгами типа «Литва — литовцам!».

Символично, что нынче колонны бритоголовых чернорубашечников, несмотря на запрет мэрии, прошла по главному столичному проспекту Гядиминаса, а полиция разгоняла антифашистов, пытающихся протестовать против «коричневой волны». Показательно, что президент высказала неудовольствие запретом мэрии, «национальная молодежь имеет право голоса», заявила Грибаускайте.

В Литве проживает около двух тысяч ветеранов — участников антигитлеровской коалиции, и их — и не только — возмущает подобное благоволение власти к символам самого изуверского режима, осужденного во всем мире. Группа ветеранов обратилась с иском в суд, потребовав запретить использование символики и наказать инициаторов. Служители фемиды долго размышляли, потом неожиданно отказали в иске, объяснив это тем, что, по мнению историков, свастика — языческий символ древних литовских племен, носит сакральный смысл и никак не связана с фашизмом. Ветераны возмущаются: во всем мире связана, а в Литве нет. Получается, один фельдфебель, в отличие от взвода, шагает в ногу.

В масс-медиа принято рассуждать о двойных стандартах, о вреде, ими несущем. Но это пустое дело, двойные стандарты появились вместе с политикой, им столько же лет, сколько и человечеству. Не растекаясь мыслью по древу, как призывал летописец, скажем — этот инструмент востребован и сейчас, пользуется им и мировая супердержава США, без суда и следствия держа в тюрьме в Гуантанамо сотни заключенных, тайно пойманных в разных странах мира, в отношении которых разрешены самые изуверские пытки. Вряд ли кто возьмется утверждать, что двойные стандарты — это хорошо, а еще меньше станут оспаривать прямую зависимость между стандартами и моралью. Двойные стандарты ведут к двойной морали — и это особенно страшно. В Литве недавно осудили Александра Карданова за участие в ссылках и борьбе с лесными братьями, терроризирующими население в послевоенные годы. Не посчитались с тем, что ныне престарелый (ему 96 лет) и больной человек пятьдесят лет назад служил рядовым милиционером и выполнял приказы – а как можно иначе? Однако получается, что преступниками остаются одни советские люди, тогда как нацисты и их пособники снимаются с «доски позора».

Кроме стран Балтии, советская символика запрещена также в Польше, Венгрии, Молдове, на обсуждение выносится этот вопрос и в некоторых других странах. Откликаясь на злобу дня, Венецианская комиссия Совета Европы после горячих дебатов буквально на днях признала: запрет советской символики противоречит Европейской конвенции по правам человека. Литовские политики успокаивают себя тем, что решение Комиссии не имеет юридической силы, то есть ни к чему не обязывает. На том и успокоились.