http://tuofikea.ru/novelty

Место православия в современном мире

В последнее время в стране обострился интерес к проблеме национальной идеи. Необходимость скорейшей разработки и практической реализации перспективной и привлекательной для большей части общества национальной доктрины диктуется не только необходимостью повышения эффективности, конкурентоспособности нашей общественной системы, но и нарастанием внешних угроз. Мы не сможем добиться серьезного прогресса в решении этих проблем в принципе, если, по выражению известного сатирика, «у нас одна половина народа охраняет, а вторая ворует (…) а потом они меняются местами»; если мы не сумеем предложить привлекательной для всего народа, включая элиту, объединяющей идеи.

Парадоксально, но за двадцать лет обсуждений такую идею создать мы так и не смогли. Более того, с крушением социализма на вооружение была взята бесчеловечная по своей сути пресловутая доктрина «золотого миллиарда». Стоявшие у власти олигархи были уверены, что им и их потомкам место под солнцем обеспечено, а остальные для них – это быдло, «отработанный материал». И сейчас все законодательство нынешней общественной системы заточено на интересы элиты, которая рассматривает нашу страну только как источник дохода, как место своего временного пребывания.

Но прошедшие двадцать лет показали полную несостоятельность этой доктрины. Стало очевидно и другое: в случае расчленения и ликвидации нашего государства, для большей части нашей элиты место «в раю» вовсе не гарантировано. Впрочем, весь ход истории это подтверждает. Вспомним, к примеру, как сенаторы древнего Рима выдали вождю готов небывалую по размерам контрибуцию (город с миллионным (!) населением оказалось некому(?) защищать от всего лишь тридцатитысячной армии готов), что не помешало Алариху подвергнуть столицу империи жесточайшему разграблению. А на слезные стенания сенаторов последовала его историческая фраза: «Горе побежденным!» Это изречение полезно помнить и нашим олигархам. Тем более что США и их союзники не выполнили ни одного из обещаний, данных Горбачеву и Ельцину, а тайная доктрина международной закулисы носит ярко выраженный националистический, дискриминационный характер.

При покорении Америки индейским вождям тоже сулили золотые горы! Но баранов, водящих на бойне овец на заклание, рано или поздно все же пускают под топор.
Если наша элита и в дальнейшем будет столь же легковерна, то нам будет обеспечен раздрай, по сравнению с которым даже революция большевиков покажется детской забавой. За двадцать последних лет не было ни одного свидетельства, опровергающего эту очевидную истину. Более того, соратник нынешнего госсекретаря уже пообещал Путину судьбу Каддафи. Достаточно взглянуть, например, на Египет, чтобы отпали всякие сомнения. И полезно вспомнить намерение госпожи Тэтчер и Ко оставить в России лишь 15 миллионов (!) для работы в шахтах и обслуживания железной дороги в Сибири.

Процесс постепенной потери нашего суверенитета идет по нарастающей. И закон Магнитского, и закон о еврейских раритетах, и выпады против православной Церкви, и введение ювенальной полиции, и предстоящая поголовная чипизация населения, и стремление сократить наши ядерные вооружения, и активизация ваххабитов – перечислять можно долго – все это звенья одной цепи. Так что и нашей элите пора задуматься о защите национальных интересов.

Вспомним падение Византии: в критический момент ее элита отказала императору в финансовой помощи. Но когда после взятия и разграбления Константинополя перед султаном сложили горы драгоценностей, он в изумлении воскликнул, что на эти средства можно было разбить втрое более мощную чем у него армию. И в гневе приказал казнить всех плененных византийских вельмож.

И организованная сто лет назад Рокфеллерами и Ротшильдами революция в России тоже в итоге привела почти к полному уничтожению нашей элиты. Примеры поучительные. Тем более что и развал СССР проводился в точном соответствии с пресловутым планом Даллеса, и по планам закулисы править миром будут только избранные нации.

Проблема выбора национальной идеологии значительно упростится, если принять во внимание, что наравне с языком и территорией проживания основным признаком нации является культура в ее исконном смысле – культ, религия.
Потеря национальной культуры неизбежно ведет не только к распаду государства, но и к исчезновению нации как таковой. И наоборот, евреи, например, потеряв свою территорию, но сохранив культуру, не только овладели мировыми финансами, но смогли через две тысячи лет (!) воссоздать и свое государство.

Как постоянно подчеркивают руководители Китая, колоссальные успехи этой страны в социально-экономическом развитии объясняются в первую очередь опорой на национальные культурные традиции. Известный политолог Кургинян, часто бывающий в Китае, обращает внимание – как теплеют лица китайских руководителей и бизнесменов, когда разговор касается китайского народа. Любовь к своей нации у них закрепилась на генном уровне. Почти все они, исходя из своей культуры, искренне верят в реинкарнацию душ и неизбежность последствий за свои поступки в прожитой жизни.

С другой стороны, советский социализм был обречен на неизбежную гибель именно потому, что его фундаментом служил атеизм. Человек, уверенный в том, что он живет только один раз, и после смерти не несет никакой ответственности за свои дела, неизбежно приходит к формуле: «после нас хоть потоп!», «бери от жизни все!» Вся история существования СССР это подтверждает. И наоборот, поведение религиозного человека диктуется прежде всего неизбежностью отчета за прожитую жизнь, неотвратимости последствий за свои мысли, слова и действия.

Наука подтверждает, что именно религия является тем «цементным раствором», который прочно связывает воедино государственный организм. Наполеон был совершенно прав, говоря, что государство без религии – что корабль без парусов. Как точно выразился наш известный кинорежиссер А. Кончаловский: «Религия порождает характер взаимоотношений между людьми. А характер отношений – это то, что ежедневно определяет поведение человека. Собственно, это и есть менталитет. Если менталитет нации устоялся и если государство не предпринимает никаких мер по его изменению в лучшую сторону, тогда характер взаимоотношений «самотеком» начинает двигаться в сторону деградации. (…) Модернизация технологическая невозможна без модернизации менталитета. А для этого нужно осознать причинно-следственную связь».

Значение религии прекрасно понимают наши недруги, потому они так настойчиво и последовательно стремятся уничтожить нашу православную культуру, подменить ее американским суррогатом. И следует признать – они добились многого.

По мнению аналитиков, мы уже из нации превратились в стадо, и сейчас разрушить нашу страну гораздо легче, чем СССР. Следует, прежде всего, осознать: то, что мы сейчас в обиходе называем культурой, порой имеет к ней весьма отдаленное отношение – чаще всего это всего лишь индустрия развлечений, реализация лозунга древнеримской босоты: «хлеба, вина и зрелищ!» За редкими исключениями она не способствует нравственному, духовному и физическому оздоровлению народа и укреплению общественной системы. Наоборот, искусно внедряемый в наше сознание американский суррогат культуры направлен в первую очередь на уничтожение духовного, нравственного и физического потенциала нашего народа, на атомизацию общества.

Вывод очевиден: восстановление и всемерное укрепление нашей православной культуры и есть наша национальная доктрина.

Для нашей страны, с ее самым холодным на планете климатом, передовая, конкурентоспособная культура является, по сути, главным возможным конкурентным преимуществом и самым действенным средством остановить утечку мозгов.
При этом, учитывая многонациональный состав нашего государства и множественность культур, необходимо еще и обеспечить широкий консенсус православия с этими культурами.

В своем послании Думе Путин говорит о том, что «мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную идентичность, не растерять себя как нация». Но это возможно только при условии сохранения своей православной культуры.

Сейчас власть стала уделять большое внимание воспитанию патриотизма. Но патриотизм и национальная культура неразрывно связаны, первое невозможно без второго.

Всемерно укрепляя православие как фундамент нашей культуры, необходимо вместе с тем внимательно рассмотреть – насколько она жизнеспособна в современном мире. В принципе, в православии заложен чрезвычайно высокий нравственный и духовный потенциал. Оно дает ясный и убедительный ответ на вопрос – в чем смысл и цель жизни человека, его основные догмы не подлежат сомнению. Но почему же тогда оказались неконкурентоспособными и сошли с мировой арены православные Византия и Россия? И почему практически все современные православные государства переживают тяжелый социально-экономический кризис?

Ответ известен. Главной причиной гибели и России и Византии стало подчинение Церкви светской власти царя (императора), использование ее прежде всего в качестве орудия порабощения собственного народа. Если страны запада развивались за счет эксплуатации колоний, то в России элита превратила в колонию, в рабов собственный народ! Следствием такой политики были:

1. Отсутствие механизма реализации в повседневной жизни заложенных в православии заповедей, чисто формальное отношение к их исполнению на практике, прежде всего главнейшей из них – «возлюби ближнего своего как самого себя». Разрыв между Словом и Делом, полное забвение наставления апостола Иакова: «Вера без дел мертва… и бесы веруют и трепещут…» привели к падению авторитета Церкви. Вследствие такого расхождения и само священство в массе своей потеряло веру, превратилось в касту ремесленников. Это признавали даже наши виднейшие богословы. Отсюда безжалостное элиты отношение к своему народу: Византия стала последней в Европе, отменившей рабство (и то это сделали крестоносцы после захвата Константинополя), а Россия последней отменила крепостное право. Революция 1917 года была бы невозможной, не приди Церковь в столь плачевное состояние.
2. Привитие народу рабской психологии. Отсюда чрезвычайно тонкая прослойка креативных, инициативных людей и неустойчивость общественной системы в целом, постоянное отставание от Запада в социально-экономическом развитии, низкий уровень нравственности. Рабская психология и любовь к ближнему, равно как рабство и нравственность, рабство и инновации несовместимы в принципе. Об этом ясно свидетельствует Евангелие. Нация с рабской психологией не способна к самоорганизации. Как очень точно отметил В. Путин в своем послании «кто вырвется вперед, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли каждой нации, от ее внутренней энергии». Стоит ли доказывать, что рабская психология никак не повышает ни волю, ни внутреннюю энергию нации?
3. Громадный разрыв в уровне жизни богатых и бедных, тормозивший развитие экономики, порождавший антагонизм, постоянную напряженность в обществе, восстания и революции.
4. Отсюда и пренебрежительное, презрительное отношение элиты к культуре (религии) своей страны. Между тем, хорошо известно, что если элита не разделяет культуру своего народа, то такой народ обречен на исчезновение вместе с элитой.
5. Всеохватная коррупция – к примеру, даже во время последней осады Константинополя турками канцлер(!) умудрился украсть выделенные на укрепление обороны города средства, которыми впоследствии безуспешно пытался выкупить свою жизнь. То же самое происходило в России – достаточно вспомнить Распутина.
6. Здесь же и корни косности, безынициативности чиновников. Попытка византийского императора Алексея Комнина заменить ромеями на ключевых постах в государстве чиновников–итальянцев закончилась полной неудачей. Аналогичные проблемы характерны и для царской России. А нынешние наши чиновники в массе своей демонстрируют даже еще большее пренебрежение интересами государства.
7. Негативное отношение Церкви к образованию и науке, чрезмерный ее консерватизм и статичность абсолютно во всем. Как писал известный богослов П.Флоренский – » В основе бездвижности русской жизни лежит упорный консерватизм русского православия».
Отсюда возникает вопрос: жизнеспособна ли наша православная культура в принципе? И если да, то следует ли ее реформировать и в каком направлении?

Несмотря на все издержки, двухтысячелетний исторический опыт существования христианства убедительно доказывает его исключительно положительную роль в развитии всего человечества. Нет никаких хоть сколь-нибудь убедительных доводов, опровергающих пришествие и последующее распятие и воскресение Христа. Истинность Православия подтверждается феноменологически, исторически и научно. В подтверждение достаточно привести только одну цитату из Откровения апостола Иоанна: «И он сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». Ну как мог предвидеть полуграмотный рыбак, что через две тысячи лет всему населению планеты будут вживляться чипы!

Общепризнанно, что Православие – наиболее ортодоксальная ветвь христианства.

Претендующая же на мировое господство американская культура, хоть и имеет христианские корни, но сейчас настолько далеко отошла от него, что с полным правом может считаться антихристианской.

Достаточно сказать, что даже в американских учебниках по экономике говорится, что человек, решивший заняться бизнесом, должен забыть о совести, а лживость и подлость считаются там признаком интеллекта! Как тут не вспомнить призыв фюрера: «забудьте о химере, которая зовется совесть, я освобождаю вас от этого!» Очень похоже, не правда ли? А однополые браки? – В Евангелии напоминается, какой ужасный конец был у тех, кто допускал содомский грех. Все это совершенно неприемлемо не только для нашей православной культуры, но и для ислама и других восточных культур. Как говорил М.Ганди – «нечистые средства приводят к нечистому концу». Но это не для Америки и их союзников, для них вполне приемлем лозунг иезуитов – «цель оправдывает средства», в своей политике они не гнушаются любой подлости.

И самое главное, даже ведущие американские политики признают, что американское «общество потребления» зашло в тупик. Подтверждение тому и нынешний мировой экономический кризис, которому не видно конца.

На этом фоне особенно привлекательно выглядят сейчас страны, опирающиеся в своем развитии на национальную культуру. И вовсе не случайно врагом номер один для США стал Иран – страна, где религия строго контролирует светскую власть и нравственность народа, где всего за тридцать лет удвоилось население, притом, что подрастающее поколение обладает завидным физическим, психическим и духовным здоровьем, не знакомо с наркотиками, спиртным, табаком и прочими «прелестями» западного мира (в то время как на Западе и в России психические расстройства и депрессия вышли на первое место, намного обгоняя сердечно-сосудистые болезни и рак; люди просто не выдерживают напряжения сложившихся там общественных и производственных отношений).

Вывод однозначен: нам не следует отвергать культуру наших предков. Необходимо лишь привести ее в строгое соответствие с заповедями Христа, провести тщательно продуманную реформу, не затрагивая фундамент. Если этого не сделать, то мы получим очередной вариант крепостничества. Легко увидеть, что именно такой вариант фактически и реализуется у нас сейчас. Совершенно очевидно, что в век Интернета это анахронизм, не имеющий абсолютно никакой перспективы.

Прежде чем проводить реформы, необходимо четко уяснить основные принципы и критерии их проведения.

Во-первых, следует исходить из того, что эффективность любой общественной системы (ОС) определяется ее способностью наиболее рационально и эффективно воспроизводить «действительную (по Энгельсу) жизнь». Культура, как фундамент ОС, должна быть нацелена в первую очередь на решение именно этой задачи. Здесь имеются в виду не только демография, нравственное, духовное и физическое здоровье нации, но и уровень развития производительных сил, эффективность использования природных ресурсов и продуктов труда, эффективное развитие и полноценное использование творческого потенциала каждой личности, инновационный характер общественных отношений и т.д.

Во-вторых, надлежит избавиться от рабской психологии, которая вошла в нас уже на генном уровне. И не только потому, что нация с рабской психологией несет большие издержки и не имеет внутреннего единства; наукой доказано, что мозг работает втрое продуктивнее в положительном поле эмоций, а в нашу эпоху мозг стал главным орудием и средством труда. Между тем христианские заповеди, при условии их точного соблюдения, обеспечивают не только высочайшую нравственность и тем самым наиболее комфортные условия для эффективной работы мозга каждого человека, но и устойчивость общественной системы в целом.

В-третьих, необходимо создать эффективный механизм практической реализации православных заповедей в реальной жизни. Невозможно только Сознанием изменить сознание, нужны практические действия, вера без дел мертва. Нынешняя Церковь целиком сосредоточилась на обрядах. Но даже богословы признают, что обряды – главный признак язычества. Главной задачей Церкви должно стать создание православной общественной среды. Наша православная культура должна носить не виртуальный, а практический характер, стать образом жизни. Создание активно действующих православных общин по месту жительства может стать первым шагом в этом направлении.

В-четвертых, жизненно важно, чтобы наша элита не на словах, а на деле стала активным носителем православной культуры, христианской нравственности. Нынешняя элита на это не способна в принципе. Необходимо, следовательно создавать новую, православную элиту. Опыт того же Ирана свидетельствует, что это хоть и трудная, но решаемая задача. Но это возможно лишь при условии, если само духовенство будет примером, образцом исполнения заповедей Христа и если оно не будет зависимо от светской власти.

В-пятых, чтобы убедить молодые пытливые умы в истинности христианства, одной Библии недостаточно. Следует подкрепить православные догмы научными данными, добиться тесной связи нашей религии с наукой. Это вполне возможно, поскольку только сейчас наука пришла к официальному признанию существования Творца, к пониманию, что Информация, Сознание столь же неотъемлемые атрибуты мироздания, как и материя, пространство и время. И только такой союз обеспечит нашей культуре необходимый динамизм.

В-шестых, в основу национальной культуры должен быть положен не только принцип конкуренции, но и принцип симбиоза. Появление многоклеточного организма стало возможным именно на принципе симбиоза. Создать устойчивую ОС, не опираясь на принцип симбиоза, также невозможно. В сущности, христианские догмы являются религиозной формой выражения принципа симбиоза.

В-седьмых, необходимо создать более демократичный порядок управления Церковью, добиться, чтобы церковные иерархи были подконтрольны, подотчетны пастве в своих действиях.
И, наконец, в нашей культуре необходимо создать механизм постоянного и динамичного обновления обветшавших церковных норм и правил, сохраняя при этом незыблемой основу – заповеди Христа.

По современным научным представлениям наша Вселенная образовалась в результате «Большого взрыва» из «точки сингулярности» около 14 миллиардов лет назад. Из появившейся протоматерии по заданной Создателем программе образовались последовательно элементарные частицы, затем атомы, простые, потом сложные молекулы, далее органические и суборганические молекулы, ДНК и РНК, затем живая клетка, многоклеточные организмы, человек и, наконец, ОС. Сейчас идет становление национальных ОС и нарастает процесс образования глобальной, основой которой неизбежно станет наиболее рациональная и конкурентоспособная национальная система, построенная на фундаменте самой передовой культуры. Православие имеет все шансы стать такой культурой, необходимо лишь ясное понимание путей его реформирования и консолидация здоровых сил нашего общества для решения столь грандиозной исторической задачи. Без этого у нашей нации нет будущего.

Наша культура, в ее нынешнем виде, подобно культуре, к примеру, ацтеков однозначно не в состоянии сейчас взять на себя роль одного из мировых центров цивилизации.
Решающая роль в проведении жизненно необходимых реформ нашей национальной культуры принадлежит Церкви. Но в силу целого ряда причин сама Церковь не в состоянии решить столь серьезную задачу. Нужна православная общественная организация под эгидой Церкви, назначение которой – быть практическим разработчиком, организатором, проводником и исполнителем реформ.

Двадцать первый век – век организаций. Побеждает всегда та нация, которая лучше других сплочена и организована. Чтобы выжить, нашей культуре необходимо доказать на практике высокую способность к самоорганизации, свою конкурентоспособность.

Реального успеха можно достичь только при условии тщательного изучения и активного, творческого использования опыта как наиболее успешных стран, так и наших противников, упорной и кропотливой работы. Необходимо прежде всего перейти от сложившейся практики пассивного ожидания к активным, динамичным наступательным действиям. Под лежачий камень вода не течет.

Еще в советское время наши специалисты, приехав на японское предприятие были поражены, увидев над проходной советский плакат: «Кадры решают все!». Только в отличие от нас у японцев этот лозунг был проработан до мельчайших деталей. Именно с этого следует начать и нам. Главный упор – на работу с молодежью.

Китайцы первыми поняли, что эффективность ОС – решающий фактор в глобальной конкурентной борьбе. Иностранных специалистов потрясает размах исследований Китая в этом направлении. И что очень важно, все новые разработки после широкого обсуждения проходят у них практическую проверку, обкатку в отдельных экономических зонах. У нас, к сожалению, китайский опыт игнорируется. (Медведев даже заявил, что он для нас непригоден). Поэтому единственный способ создать более прогрессивную ОС на базе православной культуры – приступить к созданию автономной ОС в рамках существующего законодательства (Нет необходимости доказывать, что революционные методы смены ОС непригодны в принципе). В сущности, именно по этому пути шли ранние христиане, а смена ОС в римской империи произошла, когда христиане составляли лишь 10% населения страны. Мы должны в реальной жизни, в трудной конкурентной борьбе доказать преимущество православной культуры. Иного не дано. Только практика – критерий истины.