http://tuofikea.ru/novelty

«Оставайся, мальчик, с нами — будешь строить корабли»

Интеллектуальная миграция в настоящее время является проблемой мирового масштаба. Движение научно-технических кадров и студентов в основном направлено в развитые государства из стран с развивающейся и переходной экономикой. Россию, например, покидают специалисты в сфере прикладной и теоретической физики и математики, судостроения, компьютерных технологий, химии, микробиологии, генетики…

Однако в последнее время у российской науки и промышленности появляется все больше поводов для оптимизма, поскольку на создание научно-технического задела по многим направлениям, на модернизацию основных фондов заводов и обновление лабораторной базы НИИ и Высшей школы выделено серьезное финансирование.

В качестве примера могу привести судостроительную отрасль, в которой я работаю. В России недавно была принята Программа развития судостроения до 2030 года, предполагающая строительство современного военно–морского и гражданского флота — уже определены типы и количество кораблей, судов и подводных лодок, на что заложена беспрецедентная сумма в 5,3 трлн руб. Кроме того, приняты законы о поддержке отечественного судостроения, что делает его привлекательным для российских и иностранных заказчиков (предприятия судостроения уже имеют долгосрочный портфель заказов и загружены до 2020 года).

Соответственно, перед выпускниками СПбГМТУ (Корабелка) ставятся амбициозные задачи — обеспечить обороноспособность страны и воссоздать гражданский флот по многим направлениям: ледокольный, исследовательский, спасательный, рыбопромысловый… Масштаб — чуть ли не петровский, поэтому и перспективы обширные.

Мне повезло учиться в физико–математическом лицее № 30, быть окруженным прекрасными учителями–профессионалами, закончить профильный факультет Кораблестроения и океанотехники СПбГМТУ, пройти через научные школы известных в отрасли кораблестроителей и ученых, которые в свое время обеспечили паритет с США в мировом океане во время холодный войны, а в наше время создают современные надводные и подводные корабли, атомные ледоколы и другую гражданскую морскую технику. За время обучения в университете я стал специалистом и в военно–морской сфере, офицером ВМФ (Корабелка – один из 30 вузов в стране имеет военный учебный центр, готовящий офицеров кадра и запаса).

Знания, полученные в СПбГМТУ, востребованы на многих российских и зарубежных судостроительных предприятиях, наши выпускники работают и признаны во всем мире, что подтверждает аккредитация Кораблестроительного факультета авторитетным Институтом Морского инжиниринга Науки и Технологии со штаб-квартирой в Лондоне (IMarEST).

Большинство моих сокурсников сегодня работают в отраслевых НИИ, КБ и на заводах. Некоторые предприятия — например, ЦМКБ Алмаз, Северное ПКБ, ЦКБ МТ Рубин, Адмиралтейские верфи — сейчас обеспечивают достойную оплату труда и социальный пакет.

Не секрет, что любого потенциального работника интересует уровень зарплаты и стабильность предприятия. Обычно студенты старших курсов технических вузов проходят практику на предприятиях за символическую оплату на должностях старших техников и техников. Успешным кандидатам, защитившим дипломы, предлагают трудоустроиться на должности инженеров конструкторов и технологов 3 категории со стартовой зарплатой от 18 тыс. руб. в месяц.

Некоторые из моих товарищей, расширив свой научно-технический кругозор и завоевав авторитет, в должностях инженеров 1 категории и ведущих конструкторов дошли до уровня оплаты в 80 тыс. руб. и более в месяц.

По своему опыту рекомендую студентам старших курсов и выпускникам некоторое время поработать на рабочих должностях на производстве, что в дальнейшем поможет будущим инженерам. В свое время мне довелось поработать в легендарной бригаде судосборщиков Балтийского завода, возглавляемой почетным балтийцем Александром Провальским с более чем 45-летним непрерывным стажем. И я убежден: чтобы стать высококлассным инженером, надо пройти рабочую школу.

Балтийский завод, на котором я продолжаю работать, сейчас словно получил второе дыхание и проводит модернизацию мощностей. Мы строим крупнейшие в мире атомные и дизель–электрические ледоколы, первую в мире плавучую атомную теплоэлектростанцию. Это отличное поле для самореализации молодых специалистов.

Кораблестроение – отрасль, которая всегда привлекала настоящих мужчин, профессионалов и романтиков. А таковых в России предостаточно.