http://tuofikea.ru/novelty

Уроки финансовой грамотности помогут школьникам пережить кризис

Школьников в скором времени начнут обучать новому предмету — финансовой грамотности. Пилотный проект будет запущен в 2013 году в 5 регионах с тем, чтобы к осени 2015 года курс начал массово вводиться в отечественных школах как факультативный. Он будет рассчитан на 34 часа и составлен таким образом, чтобы обучаться ему могли как первоклассники, так и ученики 11 классов. 1/3 населения слишком хорошо думает о государстве

Повышение финансовой грамотности — совместный федеральный проект Минфина и Всемирного банка, запущенный летом 2011 года и рассчитанный на 5 лет. Его общее финансирование составляет 113 млн долларов США (из казны — 88 млн). Образовательные программы для школьников — только часть этого проекта. Пока что планируется финансово просвещать школьников в Волгоградской и Калининградской областях

«Ситуация с финансовой грамотностью сейчас скорее ухудшилась: по последним данным, около 60% населения ничего не знает о программах государственного софинансирования пенсионных накоплений, около трети всех опрошенных рассчитывают, что государство в любой ситуации компенсирует им потери от игры на бирже», — так аргументировал необходимость ликвидации финансовой безграмотности директор Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов РФ Андрей Бокарев. Напомним, что государственные гарантии есть только по банковским вкладам, и то их сумма ограничена 700 тыс. рублей.

Финансовая грамотность нужна и первокласснику

В состав курса по финансовой грамотности войдут такие темы, как деньги и денежные операции, планирование и управление финансами (в частности, ведение семейного бюджета) риски и вознаграждения, финансовая среда (отдельные вопросы из области финансов). Отдельно школьникам расскажут о пользе финансовых накоплений и сбережений. Это будет курс практических навыков, которые школьники постигнут по большей части в игровой форме: на теоретический предмет «Экономика и финансы», который преподается в некоторых профильных школах, новая программа похожа не будет.

«Важнейшая особенность проекта в том, что мы готовим материалы дл всех уровней школы, начиная с начальной и до старших классов. Мы не можем школам диктовать линейную логику — мы исходим из того, что разные школы будут давать детям возможность послушать эти курсы в разных классах, и у нас должны быть запасы на все случаи жизни, чтобы в любом классе человек мог получить тот минимум, который застрахует его от грубейших ошибок в финансовом плане», — говорит руководитель авторского коллектива по разработке учебных материалов для школьников Игорь Липсиц.

Готовить учителей нового курса будут централизованно — в федеральном тьюторском центре, откуда, в свою очередь, подготовленные тьюторы поедут в регионы и будут обучать учителей уже на местах.

По мнению Липсица, именно в кризисный период возрастает важность финансовых знаний. Школьная аудитория в этом смысле — самая продуктивная. В других странах обучение финансовой грамотности может начинаться и раньше: в США обучающие игры с финансовой тематикой в ходу у детей детсадовского возраста. Кстати, и дебетовую банковскую карточку, привязанную к семенному счету, ребенок может там иметь уже с 6 лет ( в России — с 14 лет). В Великобритании программы по финансовой грамотности становятся в последнее время элементом обязательного среднего образования.

Сергей Королев, заместитель председателя правления «Ренессанс Кредит»

— Я за повышение качества преподавания базовых дисциплин. Например, часто мы сталкиваемся с тем, что заемщики не понимают того, что погашение кредитов проводится аннуитетными платежами, то есть равными по сумме ежемесячными платежами по кредиту, которые включают в себя сумму начисленных процентов за кредит и сумму основного долга. Причем особенностью аннуитетного платежа является то, что проценты по кредиту за весь срок уплачиваются в составе первых платежей. Но заемщики часто полагают, что сначала возвращают сумму основного долга и только потом погашают проценты. Сделав самостоятельные подсчеты, они приходят к выводу, что долг уже выплачен. А когда оказывается, что это не так, возникает недовольство. Поэтому добавления в стандартную программу по математике подобных небольших примеров из финансовой области будет вполне достаточно.

Екатерина Сидорова, генеральный директор ОАО «ФИНОТДЕЛ»

— Я выступаю за включение уроков финансовой грамотности в школьную программу. Несмотря на то, что финансовые продукты в последнее время становятся неотъемлемой частью жизни любого совершеннолетнего гражданина, следует признать, что на сегодняшний день наши граждане недостаточно информированы о возможностях финансового рынка и не в полной степени осознают свою ответственность за пользование финансовыми и кредитными продуктами. В результате возникают проблемы с платёжной дисциплиной. Финансовая подкованность старшеклассников не должна ограничиваться только информированием о существующих кредитных, инвестиционных и прочих финансовых инструментах. Им должны чётко разъясняться права и обязанности, которые на себя берут пользователи кредитных продуктов. Точно так же как все знают правила дорожного движения, граждане должны иметь основополагающие понятия о современном финансовом секторе и правилах поведения на нем.

Разумно вводить этот предмет в старших классах — 10-11-х.

Константин Молчанов, ИФК «Солид»

— Основы финансовой грамотности также необходимы каждому человеку, как и умение забить гвоздь. Наверняка кто-то посчитает уроки бесполезными, а кто-то, может быть, выберет свое призвание. Задачи на практических примерах, причем актуальных для школьников, будут более эффективными, чем заучивание закона спроса и предложения. Не сильно представляю текущую загрузку школьников старших классов, но думаю, что 1-2 урока в неделю не сильно усугубят ситуацию.

Предполагаю, что на таких уроках в первую очередь необходимо рассказывать об общедоступных финансовых инструментах (депозиты, кредиты), о том по каким критериям выбирать банки, что такое система страхования вкладов, как оценить для себя обременительность кредита, на что обращать внимание в договоре. Карточные технологии: основы безопасности работы с пластиковыми картами, преимущества оплаты картами, то же касается мобильных банковских технологий. Необходимо затронуть вопросы страхования объясняя, что страховка — это не способ нажиться (как в одной песне), а финансовый инструмент со своими особенностями: стоимостью, правами и обязанностями сторон.

Потенциальные затраты на такой проект могут варьироваться в больших диапазонах. Учитывая, что проект нужно реализовывать на территории всей страны, тратится на подготовку учителей, материалов. Затраты представляются весьма значительными. Однако можно их сократить, сделав, например, видео-уроки. При необходимости урезать затраты можно, но в идеале, конечно, не экономить: впоследствии эти инвестиции, безусловно окупятся.