http://tuofikea.ru/novelty

Тихие радости очень неторопливой политики

Рецепты счастья страны, как бы ни обсуждались на нашем сайте, всегда неизбежно упираются в четкий водораздел. Он называется Путин Владимир Владимирович, Президент Российской Федерации.

Мнения диаметрально разные, что не удивительно. Не давая никаких оценок, хочу в силу своих способностей посмотреть на проблему с другой стороны. Может, найдем компромисс?

Итак, немного политологии. Все цари-батюшки, президенты, наркомы и прочие правители повторяют простой эволюционный цикл «революционер» — «стабилизатор» — «строитель». Революционер ломает старые социальные и общественные рамки, которые мешают стране развиваться. Пример революционера – Ельцин Борис Николаевич.

Стабилизатор останавливает революцию, пока освобожденный народ в революционном угаре не уничтожил саму страну. Термидорианство – не выдумка ужаснувшихся от крови французов, а жесткая историческая необходимость. Эта необходимость в России воплощена Путиным Владимиром Владимировичем.

Строитель развивает новые модели общества, экономики, политики. По исторической логике, строителем мог бы стать Медведев Дмитрий Анатольевич. Но не стал. Не потому, что строить нечего, а, видимо, в силу неспособности системного и комплексного подхода к управлению.

Круг замкнулся. Власть начала цикл «стабилизатор» — «стабилизатор», который не сулит ничего хорошего. Ибо проблемы накапливаются, для их разрешения требуется либо решительное развитие, которое переконструирует все котлованы и мусорные кучи общественных проблем в новые фундаменты и дороги, либо, по истечении не очень длинного исторического цикла, снова придется вызывать революционный бульдозер.

И в силу подобного положения вещей мне лично представляется крайне неразумным считать единственным лекарством от российских бед репрессивные механизмы. Отрицать их нельзя, без репрессий страна скатывается в анархию, но дальше то что? Чтобы страна развивалась, нужно комплексное управление на основе продуманной стратегии, и одним комиссаром с наганом эту проблему не решить. Хотя, конечно, простота такого подхода многим импонирует.

Далее, немного теории элит. Короля, как известно, играет свита. Свиту, в свою очередь, тоже играют, причем нередко даже энергичней, чем самого короля. И в этой ситуации хоть вы Иван Грозный, хоть дракон ГуГу, а выгнать челядь на мороз крупным оптом никак не получается. Особенно в том случае, когда вся челядь приставлена собственно для того, чтобы вы в горячке чего нехорошего не сделали. В этом варианте есть несколько несложных способов избавиться от надоедливых придворных, а заодно и от их покровителей. Самый простой способ называется геноцид. У него две проблемы – международная изоляция и невозможность остановки процесса. Да и применяется он лишь в случае удержания личной власти, что в современной ситуации не очень актуально, ибо плодами подобной власти воспользоваться почти невозможно.

Второй вариант – революция. Однако она, как известно, пожирает своих родителей независимо от их желания. Кроме того, в современной России предпосылок какой-либо революции не имеется, за исключением либерально – демократической. Но здесь форма удержания завоеваний опять комплементарна геноциду в какой-либо «одемкратиченной» форме.

Третий вариант мы наблюдаем в настоящее время. Это эволюционные перемены. Они, конечно, русскому духу противны, ибо очень неторопливы и обходятся без вывешивания инакомыслящих за шею на воротах барского дома. Но реальность такова, что элиты просто так не уйдут. Либо их уничтожить, либо ослабить, дав подрасти новым. А второе требует времени и совершенно незаметных обществу действий.

И немного политической экономики, куда же мы без нее. Простите за марксизм, но современная экономика ближе к политике, чем любая другая наука. Так вот, для нормального развития страны в качестве экономической державы она должна быть интегрирована во всевозможные институты мировой торговли и мирового производства. Конечно, эти институты далеки от социальной богадельни, и нередко проблем от них больше, чем выгоды – ВТО, например. Но когда вы приходите на рынок в качестве продавца мяса, никто вас не спрашивает, будете ли вы продавать мясо в мясном ряду или для вас поискать местечко среди молочников. Постоите, оботретесь, заведете своих покупателей, потом и договаривайтесь.

Зачем нам эти мировые торговые институты? Без них как-то проще, вроде бы. Но это сейчас. Огромная масса проблем, которую спровоцировало вступление России в ВТО, компенсируется простым фактом наличия места на рынке. И когда в мире запахнет жареным (а запах уже отчетлив), у нас есть шанс все свои преимущества реализовать. Этот шанс есть и без интеграции в мировую торговую систему, но это рывок «с нулевой отметки», из положения аутсайдера. Что из этого проще, я не могу серьезно аргументировать в связи со скудостью экономических знаний, но в целом вхождение в рынок неизбежно, хотя о формах и методах можно спорить бесконечно. К тому же, денежки олигархов через международные структуры контролировать гораздо легче. Пожалуй, на самом деле это единственный вариант подобного контроля.

Ну и, наконец, о Путине В.В.
Во-первых, он сумел если не избавиться от недружественных придворных, то уж поставить их на место. И вопрос их ослабления стоит на особом контроле. А то, что эти ребята не топчут сибирские просторы, с точки зрения придворной логики вполне объяснимо. Враг должен быть рядом, на глазах, чтобы не сумел спрятаться и сплести интригу. В разведке так учат.

Во-вторых, динамика эволюционного развития представляется достаточно разумной. Скорость отдельных процессов может обсуждаться, но процесс развития выбран верный. Я удивляюсь, как Путину хватает терпения годами готовить те или иные шаги, но это вопрос исключительно психологической устойчивости лидера, с которой, похоже, все в порядке.

В-третьих, строительство новой России. Путин, как идеальный стабилизатор, не может быть великим строителем. Это несовместимые психотипы. И может случиться, что выдвижение Медведева Д.А. как раз и было попыткой найти строителя. Это обнадеживает. Значит, будет новая попытка, и очень надеюсь, что она будет удачной.

И последнее, из физики. Любая нестабильная система реагирует на резкое изменение какого-то параметра или какого – либо объекта внутри нее самым неожиданным образом. Может кристаллизоваться, может разрушаться, а может и менять свою структуру. И не объекту внутри системы решать, как она будет меняться. У объекта – свои свойства, у системы – свои. Чтобы система не стала агрессивной, чужеродной, изменения должны происходить адаптивно. И наша страна – это объект в мировой нестабильной системе. Мы можем меняться, а вот как мы это будем делать – вопрос далеко не праздный. Можем стать сильнее, а можем незаметно получить такой комплекс проблем, что заново придется вспоминать, что такое племя. Так что когда мы рассуждаем о флаге России над Капитолием – я присоединяюсь. Только давайте отдавать отчет, что для этого нам нужно много-много-много чего сделать, и совершенно не стоит при этом суетиться.

А почему Владимир Владимирович делает или не делает что-то так, как нам кажется правильным? Мне представляется, что у него сотни вариантов на каждый шаг. Но как стабилизатор он выбирает принцип «не навреди». И в глобальной перспективе это весьма эффективная политика, что мы и наблюдаем. А вот придет строитель – посмотрим на принцип «вперед любой ценой». Я очень надеюсь, что этот человек сможет сохранить немалую долю путинского консерватизма, чтобы мы дружно не меняли место жительства ради очередной великой стройки и не клали на алтарь великой светлой идеи свои скромные сбережения. У кого они есть, конечно.

Искренне ваш, Ботановед.