http://tuofikea.ru/novelty

Чиновникам перекрывают трасты, у депутатов отнимают чеки

Буквально месяц останется чиновникам на то, чтобы перевести зарубежные активы в незапрещенные дома, драгоценности и предметы искусства.

Профильный комитет Госдумы по противодействию коррупции расширил до бесконечности список запрещенных иностранных активов для чиновников. В том числе туда попали дорожные чеки и активы в трастовом управлении. Список самих чиновников, подпадающих под запрет, дополнен главами районов, городов и кандидатами в сенаторы. Обсуждение поправок в президентский законопроект о запрете на иностранные активы для чиновников профильный комитет по безопасности и противодействию коррупции, очевидно, предполагал провести в узком кругу.На заседание в понедельник, 8 апреля, депутаты, сотрудники аппарата, несколько представителей Совета Федерации и журналисты парламентского телевидения собрались в маленьком кабинете (заседания комитета с менее резонансной повесткой обычно проходят в большом зале).

Мест для журналистов других СМИ не предполагалось. Но они все равно пришли, чем вызывали тень легкого недовольства на лице председателя комитета Ирины Яровой.

Поправки в изобилующий темами для обсуждения законопроект обсудили минут за 15. «Они (депутаты Госдумы) все на себя перетягивают, здесь осталось много неясных мест, непонятных поправок», — жаловалась Firstnews после заседания комитета представитель аппарата Совета Федерации.

К примеру, ее «повергла в транс» формулировка запрета на «владение и (или) использование иностранных финансовых инструментов». По ее представлению, иностранные финансовые инструменты предполагают массу вариаций, а запрет в такой форме может коснуться даже карт Visa.

Кэш на дорожку

Вопросы были и у депутатов Госдумы. Председатель комитета по финансовому рынку, единоросс Наталья Бурыкина была поражена тем, что, судя по форме одной из поправок, госслужащие после принятия законопроекта не смогут поехать за рубеж с дорожными чеками.

«Банки их активно пропагандируют взамен кэша, это же безопасность. Зачем запрещать, если они легально приобретены на территории Российской Федерации», — воскликнула она.

«А много у вас дорожных чеков? Я по-хорошему завидую», — хихикнул зампред профильного комитета, единоросс Александр Хинштейн.

Председатель комиссии Госдумы по контролю за доходами Николай Ковалев выразил скепсис: «не очень хорошо понимаю, почему у чиновника должна возникнуть необходимость пользоваться чеками». На это Бурыкина справедливо отметила, что о такой необходимости ярко может свидетельствовать, к примеру, ситуация на Кипре, «когда (банковские) карточки не всегда работают».

Однако исключений для финансовых документов в таблице поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, сделано не было, «концепция законопроекта исключает вариативность», отрезала председатель комитета Ирина Яровая.

Под угрозой коммунального долга

Космонавт и коммунист Светлана Савицкая долго удивлялась, почему ни в законопроекте, ни в таблице поправок нет запрета на иностранную недвижимость: «раньше был, а теперь – нет». И хотя руководство комитета пыталось ее уверить, что запрета и раньше не было, но Савицкая была права: в одном из первых текстов законопроекта депутаты действительно прописывали такой запрет.

У космонавта были и другие замечания, связанные с недвижимостью: «как оплачивать коммунальные услуги за зарубежную недвижимость». «В Белоруссии, например, вообще все идет через счета», — отметила она. Иначе получится, что иметь недвижимость за рубежом госслужащему будет можно, но платить за нее он не сможет и с позором «пропишется» в списках должников.

Однако, по мнению Ковалева, тут «нет проблем»: расчеты за дом за рубежом вполне могут производиться с российского счета. И так будет по всем видам платежей, отметила Яровая.

Также на комитете возник вопрос с так называемыми «детскими счетами» – давно открытыми родителями для своих детей, и, по условию вкладов, доступными для закрытия только самими детьми после их совершеннолетия или опекунами после смерти родителей.

По словам Яровой, в этом случае компетентным органам предстоит выяснить, действительно ли родители-госслужащие не могут распоряжаться счетом, и затем выносить решение, как им поступить.

Запрет на «доверие»

Кроме того, поправками ко второму чтению госслужащим будет запрещено иметь активы в доверительном управлении, если они связаны с использованием «финансовых инструментов». Таким образом, передать свои активы в трастовые фонды у чиновников не получится. Избавиться от уже имеющегося в управлении имущества чиновники, согласно закону, будут обязаны в течение трех месяцев.

Однако и трех месяцев у них не будет, учитывая «декларационный» указ президента РФ Владимира Путина, согласно которому уже до июля госслужащие должны сдать декларации по «новой форме», с указанием не только доходов, но и расходов (превышающих трехлетний доход семьи) и указанием иностранной недвижимости.

Согласно указу, иностранных акций и счетов к этому времени у чиновников уже быть не должно.

Помимо госслужащих, первого зама и замов генпрокурора, членов совета директоров Центробанка, госслужащих субъектов РФ, а также чиновников, назначаемых президентом, правительством или генпрокурором, в нем будут прописаны все замы руководителей федеральных органов, главы городских округов и муниципальных районов и (по словам Ирины Яровой) «кандидаты в Совет Федерации».

Карт-бланш на золото и камни

Стоит отметить, что одновременно на заседании комитет без объяснений отклонил несколько довольно интересных поправок. К примеру, инициативу, внесенную сенатором Жанной Ивановой, о запрете на хранение в иностранных банках драгоценных металлов и камней, а также изделий из них.

Она же предлагала распространить действие закона и на супругов российских госслужащих, имеющих иностранное гражданство и работающих за пределами РФ. А кроме того, прописать в законе пятилетний запрет работать на госслужбе после того, как они были уволены с формулировкой «в связи с утратой доверия» за нарушение норм закона.

Отклонил комитет и поправку справоросса Олега Нилова, который предлагал обязать чиновников декларировать зарубежное имущество, принадлежащее не только им, но и их супругам и несовершеннолетним детям.

Как отметила на заседании комитета Ирина Яровая, во втором и третьем чтении законопроект о запрете на иностранные счета и вклады для госслужащих будет рассмотрен на следующей неделе. Соответственно, также в апреле документ успеет рассмотреть Совет Федерации и подписать — президент, и в начале мая закон вступит в силу.