http://tuofikea.ru/novelty

Об отказе Марка Нопфлера выступать в России

А.ТРОИЦКИЙ: Вы знаете, что. Есть артисты, которые к нам, в принципе, приезжать не любят.

По самым разным соображениям – от политических до климатических. Но вот так, чтобы уже существовала договоренность и уже были даты, и уже шла реклама, а потом вдруг, опаньки, и концерт отменяется, причем отменяется не в связи с болезнью артиста (такие случаи бывали) и не в связи еще с какими-то форс-мажорами (такие случаи тоже бывали), а в связи именно конкретно и точечно с некими политическими процессами, происходящими в нашей стране, вот такого я, на самом деле, не припомню. То есть, на самом деле, такого не было даже, по-моему, во время холодной войны. То есть там были всякие ссоры вроде бойкота Олимпиады, но чтобы отменялись гастроли известных артистов – нет, я такого не припомню.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Ну, тем не менее, вот «Коммерсантъ» уточняет, что вы не совсем точны в своем определении неполитичности Нопфлера. И вот они приводят факты того же Нопфлера о том, что он уже критиковал российские власти в связи с оглашением приговора участницам Pussy Riot. Тогда музыкант сообщил на своем сайте, что приговор унижает Россию в глазах мирового сообщества.

А.ТРОИЦКИЙ: Ну, я очень рад. Но дело в том, что, как вы помните, когда происходила вся история с Pussy Riot, там шел просто огромный вал протестов со стороны огромного количества западных артистов. То есть если бы я сейчас стал вспоминать, я бы, наверное, назвал бы, ну, где-то с дюжину, не меньше. Думаю, что среди этих артистов Нопфлер, как бы, занял не самое заметное место, поскольку в отличие, скажем, от Red Hot Chili Peppers он не говорил об этом со сцены, находясь в России, или в отличие от Мадонны. В отличие от Питера Гэбриэла, он не записывал никаких видеообращений. В отличие от Пола Маккартни, опять же, он не предпринимал никаких публичных выступлений. То есть каких-то записей в сетях обращений к поклонникам и так далее по поводу Pussy Riot, я думаю, были многие сотни.

КОРРЕСПОНДЕНТ: А о чем может свидетельствовать этот сигнал? Вот, вы так замечательно сказали.

А.ТРОИЦКИЙ: Что-что, извините?

КОРРЕСПОНДЕНТ: О чем этот сигнал может свидетельствовать, вот этот вот демарш артиста?

А.ТРОИЦКИЙ: Ну, я думаю, что он свидетельствует о том, что Россия уже реально стала крайне не симпатичной, не престижной, отталкивающей страной в глазах большого количества заграничных деятелей культуры и искусства. Ну, разумеется, и простых граждан тоже. Думаю, что мы просто, издеваясь, скажем, тихо и иронизируя по поводу Северной Кореи, мы не отдаем себе отчета в том, что наша Российская Федерация в глазах остального мира выглядит уже примерно так же, как, ну, пресловутая Ким Чен Ыновская вот эта Корейская Народная Демократическая республика. Это прискорбно, конечно.

С другой стороны, я не думаю, что сейчас следом за Марком Нопфлером потянутся какие-то, ну, по эффекту домино новые и новые западные артисты, режиссеры, актеры и прочие, кто будут отказываться от визитов в Россию, поскольку… Ну, многие тут преследуют шкурные интересы, у кого-то имеются корпоративные интересы, кому-то просто на это все наплевать. То есть, конечно, поступок Нопфлера – это не часть какой-то спланированной кампании, это его индивидуальный выбор. Так что в этом смысле все, может быть, и не настолько печально для наших концертных организаций.

Хотя, с другой стороны, я лично считаю, что Нопфлер – молодец. И что, конечно же, международная солидарность, тем более моральная поддержка со стороны людей талантливых, авторитетных, известных, я думаю, что это очень важно и для наших правозащитных организаций, да и вообще для всех россиян, которым не безразлично то, что в стране происходит.