http://tuofikea.ru/novelty

Приходится изучать феодализм и рабовладение на практике

В январе с. г. в Казахстане один безработный гражданин подвергся наказанию — вроде бы незначительному (пять суток ареста), но при этом весьма символическому, — даже, возможно, в чём-то символизирующему всю нынешнюю эпоху.

Поводом для наказания стало следующее событие. В Павлодаре кортеж посетившего город главы Сената Казахстана Кайрата Мами направлялся в аэропорт. И 21-летний безработный имел дерзость показать проезжавшему мимо кортежу парламентского вельможи средний палец руки. Непочтительный жест был замечен, и сотрудники полиции задержали виновника. Против него было заведено административное дело, и он получил пять суток ареста.

Вскоре эпизод получил продолжение. Союз мусульман Казахстана выступил с иронической инициативой внести в Уголовный кодекс Казахстана новую статью, которая оградила бы честь и достоинство высоких сановников от покушений со стороны простолюдинов. Законопроект запрещает, в частности:

«- открыто демонстрировать отдельные пальцы в направлении высокопоставленных лиц и государственных символов;

— высовывать язык, показывать кулак или фигуру из трёх пальцев, именуемых в простонародье дулей или фигой;

— плевать в направление высокопоставленных лиц и сквернословить (прилагается полный перечень недопустимых выражений);

— демонстративно ковырять в носу, чихать и сморкаться в направлении высокопоставленных лиц;

— таращить глаза, надувать щеки, ложиться на землю, вставать на голову, поворачиваться спиной или боком, подпрыгивать, нагибаться, опускаться на четвереньки, морщить нос, закрывать глаза, зажимать ноздри, засовывать пальцы в рот, вызывать рвоту, отрыжку, зевать, затыкать уши, визжать, свистеть, стонать, издавать животные звуки (лаять, хрюкать, мычать, блеять, ржать и так далее), хвататься за сердце, демонстрировать скуку, одышку, потовыделение, эпилепсию, бешенство, аллергию, контузию, дрожь в конечностях, колики в животе и печени, громко хохотать, ухмыляться, притворяться мёртвым или пьяным…»

Конечно, такой проект едва ли приобретёт силу закона, тем более, что предложен он в порядке иронии. А вот реальное его применение фактически уже идёт, учитывая «павлодарский казус».

И что здесь удивительного? Многие уже позабыли, что в средние века любого, даже самого задрипанного феодала, окружала, подобно стае назойливых мух или кусачих ос, целая свита привилегий и ритуалов. Только жалили и кусали эти мухи и осы не самого сеньора, а всех окружающих. Начиная с обязательного титулования господина, поклонов, иногда — необходимости падать ниц при проезде титулованной персоны, не надевать в её присутствии головной убор, не садиться, не поворачиваться к сиятельному лику спиной или боком и т. д. и т. п.

В эпоху «перестройки» советских граждан убеждали, что речь идёт о возвращении от опасного и вредного «красного эксперимента» к «нормальному» буржуазному обществу. О вхождении в т. н. «цивилизованный мир». И для этого нам надо вернуться немножко назад, примерно к февралю 1917 года. Было бы ли там всем хорошо — вопрос, мягко говоря, спорный, но станция «Февраль 1917-го» оказалась транзитной. Мы промчались мимо неё без остановки — в точности как в самом 1917-м году, только в обратную сторону. Фигурально выражаясь, «машину времени» заело. И вот мы, лихорадочно дёргая бесполезный рычаг, стремительно погружаемся куда-то в пучину глухого средневековья, с раздробленностью на удельные вотчины, всемогуществом клерикалов, триумфом мракобесия, неравенством сеньоров и простолюдинов перед законом, и прочими «прелестями» развитого феодализма.

Забавно: всё последнее столетие западные страны, во многом следуя революционному примеру России, шаг за шагом вытравляли, изживали сохранившиеся у них родимые пятна феодализма. Из палаты лордов Великобритании вычистили наследственных пэров, во всех странах отменялись всевозможные древние ритуалы и церемонии вокруг ещё сохранившихся титулованных особ. Образно говоря, клубящийся вокруг них рой мух и ос — старинных привилегий — старательно разгоняли мухобойками.

Например, до недавнего времени этикет британского королевского двора запрещал во время аудиенции поворачиваться спиной к царствующей особе. Читателям Джеральда Дарелла, наверное, запомнился рассказ друга автора — Фона Бафута — о том, как он общался с Елизаветой II.

«- Вам понравилась королева?

— Ва! Понравилась? Очень понравилась! Замечательная женщина. Совсем-совсем маленькая… Но сильная, сразу видно. Ва! Это очень сильная женщина… Я подарил королеве зуб слона, — продолжал он. — Вы его видели?

— Да, я его видел, — ответил я, припоминая великолепный резной бивень, преподнесенный её величеству камерунцами.

— Этот зуб я подарил от всего народа Камеруна, — объяснил он. — Королева сидела в каком-то кресле, и я тихо подошёл к ней, чтобы отдать зуб. Она взяла его. Тут европейцы стали говорить, что не годится показывать свою спину королеве, поэтому все люди пятились. И я пятился. Ва! А там ступеньки! Я боялся, что упаду, но шёл очень тихо и не упал… а как боялся!

Он смеялся до слёз при воспоминании о том, как, отходя от королевы, пятился по ступенькам.»

И вот в 2009 году эту многовековой обычай отменили. Придворные юристы объяснили королеве, что, если кто-то из пятящихся спиной упадёт, ушибётся (не говоря уж — сломает себе шею), то царствующей особе грозят судебные иски. И она, скрепя сердце, согласилась, сделав оговорку, что старший королевский конюшенный и церемониймейстер дипломатического корпуса будут и впредь придерживаться старой нормы этикета и во время торжественных приёмов покидать зал, пятясь назад. А лорд-канцлер даже заявил, что будет соблюдать эту традицию в парламенте добровольно. Что ни говори, прогресс!

А у нас — наоборот, регресс. Вокруг князей церкви и её служителей, просто власть имущих сгущается жужжащий рой титулов (Ваша Честь… Ваше Святейшество… Ваше Блаженство… Ваше Высокопреосвященство… Ваше Преподобие…), кусающихся и жалящих привилегий, особых правил и законов. Благородные доны носятся по дорогам на своих роскошных колесницах, игнорируя любые дорожные правила, сбивая прохожих, как кегли в боулинге. И не несут за это никакого реального наказания. Действует правило: «Кто не спрятался — я не виноват!» А покажи им обрызганный грязью с колёс прохожий или застрявший в пробке водитель средний палец или плюнь с досадой в их сторону — так, чего доброго, загремит за решётку, как тот злосчастный безработный из Павлодара.

Это и есть неравенство сословий перед законом, одна из характерных черт феодального строя. Те из нас, кто учился ещё в СССР, проходили это в школе, на уроках истории средних веков.

Но теорию мы, как видно, не выучили должным образом, — и вот поэтому теперь приходится изучать феодализм и рабовладение на практике…