http://tuofikea.ru/novelty

Леонид Быков — влюбленный в небо

Талантливого актера и режиссера Леонида Быкова до сих пор хорошо помнят не только граждане бывшего СССР — его образы на экране волновали совершенно разных людей. При этом секрет его популярности достаточно прост: он старался делать кино про людей и для людей. Более 60 лет назад он сыграл свою первую роль в кино, а 40 лет назад снял свой лучший фильм, который принес ему заслуженную и очень большую славу — «В бой идут одни старики». Леониду Быкову удалось снять один из лучших фильмов о войне, который стал жемчужиной советского, а затем и российского кинематографа.

Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в небольшом селе Знаменском Славянского района Донецкой области. С самого детства Леонид Быков рос веселым и смышленым мальчиком, однако становиться актером и связывать свою жизнь с кино он тогда не думал. В детстве он насмотрелся фильмов о летчиках, таких как «Истребители» и «Валерий Чкалов», поэтому, как и многие мальчишки его времени, он грезил небом и мечтал поступить в летное училище. При этом его внешние данные были не самые лучшие: довольно маленький рост и лицо вечного школьника-подростка. Поэтому в 1943 году в Барнауле, куда его семью эвакуировали еще в начале войны, попытка обмануть военкомат закончилась ничем. Суровый военком отметил, что Быкову еще рано на фронт и посоветовал тому сначала окончить школу.

Свою мечту о небе Леонид Быков не оставил и в 1945 году, уже находясь в Ленинграде, он поступил во 2-ю спецшколу летчиков, где успел проучиться всего 1 месяц. Из школы его отчислили за небольшой рост, и на этом летная карьера Быкова окончательно подошла к концу. После такой неудачи он решил податься в артисты. Но и на этом новом поприще поначалу его ждало только разочарование. Первая попытка поступить в Киевскую школу актеров в 1946 году была с треском им провалена. После этого нашего героя-неудачника ждало безрадостное возвращение в родной дом и возможные насмешки друзей-приятелей. Возможно, осознавая это, Быков решает ехать в Харьков, для того чтобы повторить свою попытку стать артистом. Стоит отметить, что это ему неожиданно удалось. Быков успешно сдал экзамены в Харьковский театральный институт и был зачислен на 1-й курс.

Уже на первом же курсе института Быкову была доверена роль Павки Корчагина, при этом играть ее он должен был на главной городской сцене в Харьковском государственном академическом театре им. Шевченко. Для начинающего артиста это был настоящий успех. В 1951 году, окончив институт, он был принят в труппу Харьковского академического театра и играл на его сцене до 1960 года. Уже в 1952 году Быков сыграл свою первую роль в кино. Это был фильм Виктора Ивченко и Исаака Шмарука «Судьба Марины», в котором будущей звезде советского кинематографа досталась лишь эпизодическая роль простого деревенского паренька Сашко.

К удивлению многих данный фильм имел достаточно большой зрительский успех, а начинающего актера запомнили не только зрители, но и кинорежиссеры. В 1954 году Александр Ивановский и Надежда Кошеверова предложили Леониду сыграть роль Пети Мокина в фильме «Укротительница тигров». Данная картина имела оглушительный успех у советской публики, начиная с нее, имя актера Леонида Быкова стало известно практически всем. Между тем параллельно с «Укротительницей тигров», актер снимался в другой ленте «Ленфильма» «Максим Перепелица». Успех этого фильма в кинопрокате оказался ниже, но для Леонида Быкова эта роль по-настоящему открыла двери в большой кинематограф, и он окончательно снискал любовь отечественного зрителя.

После этого Быков продолжал активно сниматься, правда, часто это были роли похожие одна на другую: своеобразные Максимы Перепелицы только более мелкого масштаба. В то же время актеру хотелось чего-то нового, он не собирался до бесконечности эксплуатировать один и тот же образ, поэтому старался по-возможности выбирать роли разного плана. В 1961 году на экраны страны вышел фильм «Алешкина любовь», в котором Быков сыграл одну из своих лучших ролей. С 1961 по 1964 годы он успел сняться в фильмах: «На семи ветрах», «Когда разводят мосты», «Осторожно, бабушка!».

Параллельно с этим Быков экспериментирует и пробует себя в роли режиссера. В 1960 году, порвав с театром, он с семьей переезжает в Ленинград. На «Ленфильме» ему пообещали дать попробовать себя в роли режиссера и он соглашается на переезд. В 1961 году совместно с режиссером Гербертом Раппопортом Быков снял короткометражку «Как веревочка ни вьется…» и хотя данная работа прошла практически без внимания зрителей и критиков, эта попытка не отпугнула молодого Быкова от режиссуры. В 1963 году он снимает полнометражную саркастическую и грустную комедию «Зайчик», в которой сыграл главную роль, критики эту работу Быкова не оценили, да и сам он понимал, что снял не самое добротное кино.

При этом давней мечтой Быкова были съемки картины, которая рассказала бы о героизме советских летчиков в годы Великой Отечественной войны. Любовь к небу и к людям этой профессии жила в Быкове с самого детства и никогда его не оставляла. К тому же он помнил своего лучшего друга Виктора Щедронова, который, в отличие от Быкова, смог закончить летное училище, попал на фронт и погиб в бою 11 апреля 1945 года в Чехословакии. Через 20 лет после этого Леонид Быков написал сценарий к лучшей своей картине и одному из лучших советских фильмов о войне — «В бой идут одни старики». Своего погибшего друга Виктора он воплотил в образе Смуглянки, сохранив тому даже фамилию друга — лейтенант Щедронов.

Леонид Быков создал сценарий своей бессмертной картины в сотрудничестве со сценаристами Александром Сацким и Евгением Оноприенко. При этом ставить данную картину в СССР долгое время не разрешали. Чиновничий аппарат считал данный фильм недостаточно героическим. Для того чтобы доказать обратное, Леонид Быков начинает «обкатывать» сценарий фильма со сцены. Чтение им отдельных отрывков сценария фильма в самых разных городах СССР вызывало неизменный восторг слушателей, а это доказывало, что сценаристы не ошиблись и идея их фильма является правильной. В конце концов, поняли это и руководители кино Украины. В 1972 году Леонид Быков приступил к съемкам, а в 1974 году фильм вышел на экраны и с тех самых пор остается у отечественного зрителя одним из самых любимых фильмов о войне.

После триумфа данной картины не заметить талантливого режиссера была просто невозможно. В том же году Леониду Быкову было присвоено звание народного артиста Украины. Причем в отличие от многих тогдашних деятелей искусства, заслуживших это званием по ряду самых разных причин, а не за популярность в народе и талант, Леонид Быков получил это звание заслуженно. Ранее в 1965 году Быкову уже было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Через год после премьеры фильма «В бой идут одни старики» Быков вновь обращается к теме войны. На этот раз он начинает съемки картины «Аты-баты, шли солдаты». Сценарий к этому фильму был написан Борисом Васильевым и Кириллом Раппопортом. Одну из главных ролей в этом фильме сыграл сам режиссер, для которого эта роль в кино стала уже 22-й. При этом первоначально он не думал сниматься в этой картине, на роль ефрейтора Святкина в то время пробовались многие актеры, но ни один из них не подошел. И тогда коллеги посоветовали Быкову самому сыграть данную роль. Стоит отметить, они оказались правы, вряд ли кому-то удалось бы сыграть эту роль лучше.

Съемки картины проходили под Загорском зимой 1976 года и были достаточно сложными. На дворе стояли очень сильные морозы, от которых страдали и люди, и техника. В ходе работ выяснилось, что большая часть отснятой пленки оказалась браком, а сам Быков перенес второй инфаркт и месяц пролежал в больнице. В любом случае героический труд участников данного фильма не прошел напрасно. Выход картины стал очередным триумфом актера и режиссера Леонида Быкова. За данную картину ему была присвоена Государственная премия Украинской ССР.

Просматривая строчки официальной биографии, не стоит обольщаться. Конечно, Быков радовался наградам и триумфу, но душа его была неспокойна. Угодничество, всеобщая лесть, коррупция, царившие в стране не давали ему спокойно работать и жить. Даже официальная приемка военного фильма «Аты-баты, шли солдаты», в котором не содержалось никакого диссидентства, не было никакой политики, шла очень сложно. Во время показа данного фильма представитель Госкино внезапно захрапел. А проснувшись начал задавать нелепые вопросы: «А почему это у вашего фильма странное название? Похожее на детскую считалку…». Слава Богу, у присутствующих тогда хватило духу ему возразить и отбиться от многих замечаний и придирок.

Сняв две очень хороших картины о войне, Леонид Быков решает сменить тему и в 1978 году он приступает к съемкам сатирической фантастической картины под названием «Пришелец». Съемки данного фильма проходили в тяжелых условиях для режиссера. К картине в очередной раз начали придираться чиновники от киноиндустрии. К тому же сам Леонид Быков уже не мог видеть того, как его коллеги выслуживаясь перед начальством и властью, буквально втаптывая друг друга в грязь в борьбе за поездки за границу, квартиры. Видимо именно по этой причине Леонид Быков так никогда и не вступил в КПСС, хотя его туда «настоятельно приглашали».

Леонид Быков трагически погиб в автокатастрофе в возрасте 50 лет. Авария произошла на трассе «Москва-Киев» 11 апреля 1979 года. Леонид на своей машины возвращался с дачи под Киевом. Впереди него по дороге шел асфальтировочный каток, который актер решил объехать, но при попытке обгона ему навстречу выскочил грузовой автомобиль. Для того чтобы избежать лобового столкновения Быков вывернул руль в сторону и на полной скорости столкнулся с катком. Похоронен известный актер и режиссер на Байковом кладбище в Киеве. Сегодня один из бульваров столицы Украины носит его имя, а в 1994 году Международный Астрономический Союз присвоил одной из открытых малых планет имя «Быков».

В людях Леонид Быков, прежде всего, ценил их «настоящность», он не терпел двуличия и фальши. Его киногерои по сей день привлекают зрителя своей душевной чистотой, неиспорченным внутренним миром и каким-то очень светлым отношением к жизни. Да это, в общем-то, и не удивительно, если представить на мгновение, что в кино Быков часто играл самого себя.