http://tuofikea.ru/novelty

Российский физик получил три «нобелевки» за раз

У наших сограждан появился новый повод для гордости. Отечественная наука празднует победу: российский ученый Александр Поляков получил за свои исследования в области фундаментальной физики премию, почти в три раза превышающую знаменитую Нобелевскую. Три миллиона долларов в виде премии Fundamental Physics Prize ему вручили «за многочисленные открытия в теории поля и теории струн, включая открытие магнитных монополей или так называемых солитонов».

Александр Поляков сейчас работает в Принстонском университете США. Исследования в области теории поля, квантовых струн, фазовых переходов, физики высоких энергий, которыми занимается Поляков, не касаются прикладных областей, практики, понятных обывателю вещей. Объяснить значение достижений Полякова «на пальцах» практически невозможно. Это глубоко фундаментальная наука, изучающая глубинное устройство микромира и Вселенной.

— Саша Поляков закончил МФТИ, после чего учился в аспирантуре в Институте теоретической и экспериментальной физики в Черемушках, а в 1969 году пришел к нам, в Институт теоретической физике им. Ландау, — рассказал «МК» Александр Абрамов, профессор физики, друг и коллега Полякова по НИИ в Черноголовке. — Где мы с ним и трудились практически все время с начала 70-х и до его отъезда в Принстон в 1989 году. У нас были совместные работы — например, «Бесконечная конформная симметрия в двухмерной квантовой теории поля». В 89-м Поляков, как и многие наши ученые, решил реализовать свой научный потенциал на Западе. У нас его не осуждали, мы все ученые — все понимали его. Он был человеком, которого больше всего интересует наука, который живет только ею. На момент отъезда Александр был уже очень авторитетным, состоявшимся ученым, его работы и публикации по теории поля, по теории струн были широко известны в ученом сообществе, и он фактически мог выбирать — в какой институт ему отправиться. И неудивительно, что он выбрал Принстон: едва ли не самый серьезный мировой НИИ в этой области.

А преподаватель Полякова на факультете общей и прикладной физики МФТИ, Лев Борисович Окунь, вспоминает:

— В начале 60-х я вел у Александра элементарные частицы. Саша Поляков и его друг Саша Мигдал были лучшими студентами на курсе, учились блестяще, «перепрыгивали через ступеньки». И оба потом, что характерно, уехали работать в Штаты.

Впрочем, о том, что Сашу Полякова ждет большое будущее, думали многие из тех, кто имел с ним дело в юности.

— Он был одной из звезд института, — говорит Федор Федорович Каменец, декан на факультете общей и прикладной физики МФТИ. — Еще будучи студентом, он со своими друзьями Мигдалом и Китаевым совершил величайшее открытие, обнаружив ранее неизвестную симметрию в структуре металлов! Как и все гении, Поляков был немножко «не от мира сего»… Я его, помню, очень ругал за то, что однажды он завалил задание по подготовке наглядных пособий и материалов для будущих абитуриентов. А в другой раз, работая в нашей поликлинике на разгрузке нового оборудования, уронил и разбил какой-то безумно дорогой прибор… Я уже было решил, что ни при каких обстоятельствах не возьму его в аспирантуру, но Лев Петрович Горьков, наш знаменитейший академик, физик, на кафедре которого учился Поляков, меня переубедил, сказал — «ну что вы, это же будущий гений! Он достигнет еще больших высот, чем мы!»