http://tuofikea.ru/novelty

Русской историей пожертвуют ради «российской идентичности»

Вы почитаете мозаику? Нет, вопрос точнее даже поставить не так: вы действительно считаете, что именно этот художественный прием только и может отобразить все многообразие нашей жизни, а не какая-то там авторская живопись? Тогда вам, по логике, должна безоговорочно понравиться инициатива, с которой выступил лидер недавно возрожденной (отпочковавшейся от «Справедливой России») Партии пенсионеров, депутат Госдумы Игорь Зотов. Он предложил добавить в обязательную школьную программу курс «Народы России и стран ближнего зарубежья», направив на прошлой неделе в Минобразования и профильные комитеты Госдумы соответствующее письмо, сообщают «Известия».

Причем задумал это Зотов отнюдь не для эстетического воспитания подрастающего поколения, а в конечном итоге для «формирования российской идентичности». Промежуточные цели инициативы, впрочем, звучат гораздо понятнее: в единой вроде бы стране действительно наблюдается прогрессирующий год от года рост этнологической и географической безграмотности. И в СССР-то с этим далеко не все было в порядке, хотя именно советская власть чего только не делала ради «равноправия» народов: и мову на Украине насаждала, и учебник литовского языка в далекой от Литвы Перми создала, и породила и затем распространила многие другие алфавиты народов нашей страны.

Но даже на этом фоне нынешняя Россия с ее выпускным школьным уровнем выглядит форменным коллективным «митрофанушкой»: большинство «россиян», оказавшись в той или иной части страны, преимущественно «инонациональной», ведут себя так, словно именно они, «россияне», а не эти «аборигены», являются хозяевами той земли. Или, наоборот, пасуют перед местными «аборигенами».

«В школах, на уроках истории, географии или обществознания практически не рассказывают об этническом многообразии нашей Родины, а если рассказывают, то фрагментарно», – объяснил изданию необходимость нового курса Игорь Зотов. И был, стоит признать, прав: нельзя мирно и полнокровно жить бок о бок с другим народом, если ты не знаешь и не уважаешь его обычаи, особенности миропонимания.

Школьники ничего не знают о народах, проживающих даже в соседних регионах, сокрушается Зотов, и в качестве доказательства приводит цифры опроса, проведенного в 17 субъектах Федерации. Оказалось, что более половины респондентов не смогли назвать второй по численности народ в России, не знают вероисповедания армян, ингушей или калмыков; 40% учеников затруднились назвать три восточнославянских языка.

Помимо общего образования, что само по себе хорошо, продолжает Зотов, новый курс – это профилактика межрелигиозной и межэтнической напряженности. «Данный проект – прививка от национализма и ксенофобии», – подчеркивает депутат. И вот эта направленность инициативы, нетрудно предугадать, очень приглянется нынешней российской власти. А как ей может не понравиться такая, например, цель инициативы: «Представленная программа особенно актуальна сейчас, в период генезиса евразийского проекта. В перспективе указанные предложения должны лечь в основу единого образовательного, языкового и ментального пространства в Евразии»?

Казалось бы, нечего и спорить, инициативу надо всячески поддержать. И вот уже «Единая Россия» в лице зампредседателя Комитета Госдумы по образованию Алены Аршиновой вторит: «Каждый уважающий себя взрослый человек обязан знать историю народов России, но узнавать это необходимо с детства». Правда, при этом г-жа Аршинова выдает нечто, раскрывающее истинное соотношение сил и ролей в наших высших эшелонах власти: по ее словам, она будет рада, если Минобрнауки поддержит эту инициативу. Красноречивое признание собственной беспомощности депутатов партии власти, не правда ли?

Предварительно продуманы уже и чисто «технологические» моменты введения этого курса в обязательную школьную программу. «Новый предмет не должен вызывать отторжения у школьников, поэтому уроки надо сделать интересными», – говорит автор инициативы г-н Зотов. «Не стоит беспокоиться за лишнюю перегруженность или насыщенность программы: дети впитывают всё как губки», – уверяет г-жа Аршинова. Ко всему прочему стоит отметить, что авторы инициативы заранее позаботились и о том, на каком этапе обучения должен появиться данный курс в школьной программе. По плану разработчиков, сообщают «Известия», он рассчитан на учебный год и должен преподаваться либо в восьмом, либо в десятом классе, поскольку, мол, в старших классах «формируется мировоззрение и представление о стране».

И вот тут-то начинают всплывать подводные камни предлагаемого г-ном Зотовым курса. Ладно бы разработчики инициативы не отдавали себе отчета в том, что и восьмые, и тем более десятые классы – это как раз тот уровень, когда у школьников особо активно «формируется мировоззрение». Выходит, что инициаторы инициативы невольно признают, что без сложившегося у человека мировоззрения данный курс не так уж и бесспорен. Ведь без видения, осознания основных пружин, мотивов хода всеобщей истории опыт разных народов действительно предстанет перед неподготовленным человеком в виде некой исторической мозаики, где случайность – едва ли не основной «закон».

А ведь история, в том числе история отдельных народов, – это прежде всего постижение и реализация главных смыслов развития человечества, отнюдь не только бытовых или заземленно-национальных. Будь это так, в почетные анналы истории были бы вписаны золотыми буквами не только те же греки, римляне и прочие великие народы, а абсолютно все народности Земли. Но историю все же творили – в ее высшем понимании – далеко не все. Некоторые из нынешних наций, например, преимущественно отсиживались во время Второй мировой войны «в кустах», когда СССР (и прежде всего русский народ) принял на себя основной удар гитлеровских полчищ, а теперь при поддержке Запада пытаются предъявить России счет за «советскую оккупацию».

Разная, согласитесь, роль народов в истории. И вот эту разность школьники, которым готовят курс «Народы России и стран ближнего зарубежья», должны непременно уловить и понять, что именно русский народ как государствообразующий создал и современную Россию, и уникальную Русскую цивилизацию. И вот это постижение смысла русской истории пока как раз не вытекает из предложенного «пенсионерами» школьного курса. Хотя, повторим, гражданину России просто необходимо знать, из какого национального сплава сотканы его страна и ее история.