http://tuofikea.ru/novelty

Владимир Путин требует спасти и сохранить Кавминводы

Владимир Путин обещал, что после окончания Олимпиады приоритетом для правительства станет развитие Кавминвод. Ставропольский губернатор заверил его, что уже и концепция соответствующая разработана (правда, ее пока никто не видел).

Хотя нерешенными остается еще масса вопросов, и самый главный – земельный. Местечковая олигархия, за последние двадцать лет крепко окопавшаяся на КМВ, создала здесь эдакий «анклав», где законы Российской Федерации вообще не действуют. Земля перераспределяется исключительно по криминальным, мафиозным схемам, с которыми совладать пока не может даже губернатор.

У президента вопросов больше, чем ответов

Врио губернатора Ставрополья Владимир Владимиров во время визита в Москву встретился с президентом Владимиром Путиным. Эта встреча стала первой (по крайней мере, официальной) с момента назначения Владимирова, которое состоялось 27 сентября: выслушав напутствие главы государства, прямо из Кремля новоиспеченный глава края тогда отбыл «на юга». Были, правда, и совместные мероприятия с президентом: два заседания Госсовета и два послания Федеральному собранию.

Большая часть встречи Путина и Владимирова прошла за закрытыми дверями: видимо, региональный глава отчитывался о том, что успел сделать за полгода пребывания в должности. Тем более, что его имя накрепко связано именно с президентом, который перед назначением дружественно напутствовал его: «Мне он приглянулся, показался таким бессребреником. Мало сегодня таких ребят. Мне хочется, чтобы он справился».

Символично, что главной темой на встрече губернатора и президента было развитие Кавминвод. «В свое время мы с правительством договаривались о том, что после завершения сочинского проекта мы больше внимания уделим развитию Кавминвод и строили соответствующие планы… Всё, что планировалось в отношении развития Кавказских Минеральных Вод, должно исполняться», – заявил Путин.

То, что в ответ говорил Владимир Владимиров (по крайней часть его выступления, процитированная пресс-службой Кремля), для ставропольцев осталась загадочным. Вопросов больше, чем ответов, должно быть, возникло их много у президента. Давайте вместе с КАВПОЛИТ разберем заявление Владимирова по полочкам.

«Сегодня при вашей поддержке мы закончили разработку концепции…», – заверил президента Владимиров. Впервые идея о том, что правительство края должно написать собственную концепцию развития Кавминвод, прозвучала из уст губернатора еще в прошлом декабре. Он обещал, что эта концепция появится до лета нынешнего года. Судя по тому, что губернатор сказал президенту, он свое обещание сдержал – только общественность о содержании этого документа так ничего и не знает.

Можно лишь догадаться, что концепция предусматривает строительство на Кавминводах бальнеологического кластера (оценочной стоимостью 5 млрд. рублей), который будет состоять из многопрофильных лечебниц. По крайней мере, именно таким видит дальнейшее развитие КМВ сам губернатор, обещавший Путину приступить к строительству кластера уже в 2016 году.

«Мы по городу Кисловодску провели большую работу по оценке имущественного фонда…», – заявил Владимир Владимиров. О какой именно оценке имущества в Кисловодске идет речь, непонятно. Известно лишь, что за последнее время в городе-курорте была проведена не одна комплексная проверка. Сначала сюда выезжала комиссия краевой прокуратуры, итогом работы которой стал перевод прокурора Кисловодска Андрея Васильченко в Невинномысск.

Затем побывала в Кисловодске рабочая группа правительства, изучавшая социально-экономическое развитие и исполнение мэрией переданных ей государственных полномочий. Итогом проверки стало то, что губернатор отказался поддерживать мэра Наталью Луценко на предстоящих ей в сентябре выборах (сейчас готовится смена главы на Максима Клетина).

«У нас будут определённые предложения в части возможности нашего участия в кисловодском парке, в нарзанных ваннах…», – поведал президенту губернатор. Видимо, речь идет о том, чтобы правительство Ставрополья на паритетных началах участвовало в управлении объектами, принадлежащими Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА). Но сразу возникает вопрос, каким образом это «двоевластие» реализовать с точки зрения закона.

Хотя возможен и сценарий, при котором федеральные объекты будут полностью переданы в распоряжение края, но, учитывая коррупционный уровень местных чиновников, это сулит лишь еще большие беды. Кроме того, денег на их содержание нет: в настоящее время санаторий имени Орджоникидзе (подчинен ФМБА и управляет его собственностью на Кавминводах) не получает государственного финансирования и вынужден содержать Курортный парк и Главные нарзанные ванны за счет прибыли от продажи путевок.

«…проводим, конечно, административные реформы», – еще одна крайне расплывчатая формулировка. Можно предположить, что речь идет о ликвидации Министерства по курортам и туризму, функции которого передали Минэкономики края. В его структуре и ранее существовал отдел развития особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа, дополнительно к которому создан еще и отдел функционирования и развития курортов.

Мог Владимиров говорить и о введении поста своего полпреда по Кавминводам, но здесь тоже пока одни лишь вопросы: известно только, что чиновник будет базироваться в Ессентуках, а вот даже имя его еще неизвестно. Как неизвестна и судьба администрации Кавминвод, хоть и существующей на бумаге, но которую губернатор в сердцах обозвал недавно «пятым колесом в телеге» (что, естественно, вызвало гнев и.о. главы администрации Михаила Бондаренко – которого, несмотря на то, продолжают прочить в будущие полпреды губернатора по Кавминводам).

Мэрии – от ворот поворот!

Естественно, в одночасье решить все проблемы Кавминвод абсолютно нереально. Они накапливались десятилетиями, и даже огромные финансовые вливания, на которые намекал Путин, в одночасье ситуацию не изменят. Эти деньги даже не разворуют, а они попросту «растворятся» среди долгостроев и утопических инвестпроектов. Поэтому и решение проблем должно начинаться с системных проблем Кавминвод – инвентаризации земли, курортных объектов и самих чиновников. О том, насколько это будет тяжело сделать, говорит лишь один пример.

Спустя всего пять дней после встречи Путина и Владимирова в Кремле в Шестнадцатом апелляционном арбитражном суде завершился особый судебный процесс. Длится этот процесс уже больше двух лет: еще в феврале 2012 года администрация Пятигорска обратилась в арбитражный суд края с иском к Федеральной кадастровой палате Росреестра (в лице ее ставропольского филиала), требуя снять с регистрации границы первой и второй зон горно-санитарной охраны курортов.

Вдумайтесь только: администрацию Пятигорска тяготит курортный статус ее города! В пределах второй зоны происходит формирование минеральной воды в водоносных пластах, а в границах первой расположены сами минеральные источники, снискавшее Кавминводам мировую славу. Здесь вообще ничего нельзя строить – иначе нарзан попросту уйдет. И вот теперь подобные ограничения для застройщиков муниципальные чиновники хотят росчерком пера отменить (КАВПОЛИТ подробно писал об этом в статье «Курорты из «пробирки»).

Аргументы администрации Пятигорска, ведомой ее главным юристом Дмитрием Маркаряном, просты: мол, границы залегания минеральных вод с момента установления границ изменились, как и границы сложившейся застройки.

В июле прошлого года арбитражный суд края под председательством судьи Светланы Жирновой в требованиях мэрии Пятигорска отказал. Что представляется единственно верным в этой ситуации.

Однако у участвующих в процессе сторон мнения относительно адекватности решения разошлись. Администрация Пятигорска обжаловала его, причем примкнуло к ней… министерство имущественных отношений Ставропольского края, которое к тому моменту возглавлял Виктор Мельников. Можно не сомневаться, что подобное потворствование застройщикам, покушавшимся на природные ресурсы Кавминвод, и стало одной из причин его увольнения.

ООО «Кавминкурортресурсы» (является государственным недропользователем большинства месторождений Кавминвод), администрация Кавминвод и Федеральная кадастровая палата, напротив, с решением Светланы Жирновой полностью согласились.

Тем не менее снова завертелась судебная свистопляска уже в апелляционной инстанции. И вот на минувшей неделе, 7 апреля уже и апелляционный суд подтвердил правоту защитников Кавминвод: требования администрации Пятигорска незаконны, границы горно-санитарных зон остаются незыблемы и недвижимы.

Пока неизвестно, будет ли мэрия упорствовать и обращаться в кассационную инстанцию. Но все к тому идет. Слишком большие деньги на кону!

Медаль как кубик Рубика

КАВПОЛИТ уже писал о том, что в конце прошлого года Госдума России скоропалительно приняла пакет поправок к ряду федеральных законов, касающихся природоохраны – так называемый 406-й закон (см. статью «Сочинский заговор олигархов»). Его появление вызвало опасливую реакцию со стороны экспертов, в том числе российского подразделения «Greenpeace».

Забили тревогу и представители Кавминвод, испугавшись того, что курортный регион потерял свой особо охраняемый природный статус. А без этого всякие тяжбы с администрацией Пятигорска утрачивают любой смысл. В числе критиков закона оказались, например, глава администрации Кавминвод Михаил Бондаренко и Ставропольский природоохранный прокурор, советник юстиции Сергей Белевцев.

Впрочем, не все эксперты склонны драматизировать ситуацию. На страницах КАВПОЛИТ решила высказать свое мнение начальник отдела реализации административной реформы и информационной работы Минэкономики края Татьяна Роменская (ранее она возглавляла отдел развития ОЭЗ туристско-рекреационного типа, а еще прежде – заведовала Управлением имущественных отношений в администрации города Лермонтова).

«Никто не исключал курорты из охраняемых территорий. И пусть некоторые товарищи иллюзий не питают. Реально 406-й федеральный закон внес только три новеллы. Первая: земля на курортах может быть частной (так во всем мире). Режим ее использования не меняется. То есть, мы наконец-то законодательно приравняли частных собственников к нечастным в плане ответственности за землю. Земельные контролеры теперь имеют право заставить любого собственника снести заправку, независимо от того, получал он разрешение на строительство или нет.

Вторая новелла: курорты – это охраняемая, но не природная территория (думаю, тут тоже все понятно, курорт – это не заповедник, не национальный парк и не заказник, у него другой статус).

Третье: субъект имеет право взять на себя обязательства Федерации при выполнении мероприятий по соблюдению режима особо охраняемых территорий, независимо от того, к чьим полномочиям эти вопросы относятся (то есть затраты на охрану зон не повлекут за собой ответственности за нецелевое использование средств).

В отношении экологической экспертизы могу пояснить – отсутствие экспертизы не снимает с застройщика ответственности за соблюдение законодательства. У нас строительная экспертиза для зданий ниже трех этажей с 2005 года отменена, однако ответственности с собственника никто не снял. Вопрос в том, что на Кавминводах никто не хочет исполнять никакие законы. Заправки в Ессентуках и при прошлом законодательстве, и при нынешнем стоят и действуют», – пишет Татьяна Роменская.

Ее последние заключение как нельзя точно отражает то, какой правовой беспредел (под носом у прокуратуры, судов и губернатора) творится сегодня на Кавминводах. И завтра КАВПОЛИТ в новой публикации проиллюстрирует это серией свежайших примеров.