http://tuofikea.ru/novelty

Вороватые дети одной альма-матери

Целую вечность не писал ничего по-настоящему фундаментального о трудах «Диссернета». Два месяца, как минимум. Казалось, что лавина украинских и крымских новостей все равно сметет, раздавит любое сообщение, которое публика сочтет «не относящимся к повестке дня». Очень не хотелось, чтобы хоть одна важная история об упорной и увлекательной работе диссернетовских экспертов как-то пролетела над головами читателей незамеченной.

Дошли уж до того, что стали получать на почту нашего сайта dissernet.org, да и в комментариях наших блогов изумленные вопросы: а что, неужели перерыли уж все залежи фальшака, накопившиеся безотдышными трудами жуликов-диссероделов? Неужели врунов и мошенников, присваивавших себе чужую репутацию, чужое достоинство, чужое уважение, — всех уже перебрали и перемыли поштучно?

Да нет, на наш век хватит. Чего уж: на десять наших веков хватит, и еще останется. Если где-то красуются те самые легендарные «три короба», которых наврали российские чиновники, депутаты, генералы, губернаторы, разнообразные шишки, боссы и начальники, — то вот они тут, в диссертационном нашем деле.

Конечно, такие истории, как обнародованный вчера случай воровства, ясно проявившегося в диссертации Министра связи России Николая Никифорова, — просто рвутся на нашу информационную ленту. Когда такое увидишь среди свежевыложенных на www dissernet.org экспертиз, просто невозможно сейчас же не броситься писать очередной «Диссернет-релиз». Но это все-таки частности. Хоть и вопиющие в своей наглости и примитивности, усугубленной еще и беззастенчивым враньем ведомственных пресс-служб, нелепо и неуклюже защищающих своего начальника.

Вчера пресс-секретарь Минкомсвязи Екатерина Осадчая, комментируя скандал для агентства ИТАР-ТАСС, не додумалась ни до чего более оригинального, чем до утверждения, будто диссернетовскими экспертами «анализ работы был сделан автоматически», и поэтому «речь идет о мнении тех, кто даже не читал работы министра». Меж тем «Диссернет» многократно доказывал, что не ведет никаких «автоматизированных» исследований, и даже в тех случаях, когда организуется тотальная «конвейерная» проверка какого-нибудь класса чиновников или какой-нибудь группы лиц целиком, эксперты сравнивают изучаемые работы с предполагаемыми источниками вручную, глазами. Госпожа Осадчая, как и ее ловленный на вранте начальник, — знает об этом, но врет.

Ничего. Мы еще неоднократно вернемся к подробному разбору вранья, до которого опустился министр Николай Никифоров, сооружая себе диссертацию, и продемонстрируем всем интересующимся конкретную методологию мухлежа, примененного исполнителями этой поделки. Именно потому, что «читали работу министра» чрезвычайно внимательно, в отличие, по всей видимости, от самого этого большого начальника, и уж тем более от его пресс-секретаря.

Так что готовьтесь там, в Минкомсвязи. Как говорится, рассаживайтесь поудобнее у голубых экранов ваших интернетов.

Ну а пока… Вот вам давно обещанное «многофигурное», массовое полотно: случай МГИМО, которым мы открываем новую серию эпических Диссернетовских хроник.

Тут, впрочем, надо сделать еще одно общее замечание. Думать, будто диссертационные исследования — какая-то герметичная наука, замкнутая сама на себя, и никак не связанная с лентой горячих новостей, — уж точно не стОит. Конвейер проверок вышел уже на огромную мощность: на сайте «Диссернета» ЕЖЕДНЕВНО ПУБЛИКУЮТСЯ ДВЕ-ТРИ НОВЫХ ЭКСПЕРТИЗЫ. И еще чуть ли не десятки готовых отчетов дожидаются своей очереди. Объемы перерабатываемого материала стали такими гигантскими, что правильно составленный поисковый запрос немедленно выдает интереснейшие и живописнейшие подборки данных из накопившегося архива экспертиз.

Именно благодаря этому своему уникальному архиву «Диссернет» моментально составил и выдал на публику отчет о новых составах экспертных советов ВАК, утвержденных буквально только что, в самом конце 2013 года. Сейчас анализ этих составов — особенно на самых «жуликоопасных» направлениях (право, экономика, менеджмент, социология, психология, педагогика, политология, история) продолжается, и в скором будущем я тоже напишу об этой работе подробнее.

Таким стал и материал о МГИМО: он накапливался в наших базах данных достаточно долго, по мере планомерных, систематических проверок, но однажды стало понятно, что наступил день, когда этот всероссийский питомник юных мажоров, отпрысков золотых семейств из новейшей путинской элиты привлек к себе всеобщее внимание. Стало понятно, что мы обязаны именно теперь распечатать эту «полку» нашего архива. И поводом для обращения к ней стала грязная история с увольнением из МГИМО по политическим мотивам историка Андрея Зубова. Захотелось посмотреть своими глазами: а чего стоит эта контора, с такой готовностью перешедшая на советский язык «персональных дел» и принявшаяся за привычное палаческое дело борьбы с «предателями и врагами народа».

Могу теперь представить вам самую первую из собранных в МГИМО коллекций: Вот тут — несколько сочных образцов диссертационного наследие этого некогда престижного государственного вуза. Пока только в одной области — мы присмотрелись к МГИМОшной юриспруденции.

На самом деле улов оказался гораздо более обильным, чем вы видите сейчас на сайте «Диссернета»: конвейерная проверка выдала ДЕВЯТНАДЦАТЬ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ ДИССЕРТАЦИЙ, выпущенных за несколько лет одним и том же диссертационным советом (номер 209.002.01), на одной и той же кафедре Правового обеспечения управленческой деятельности Международного института управления МГИМО.

Клиентура для этого диссероделательного комбината подбиралась солидная, во всех отношениях состоятельная, и в то же время весьма разнообразная.

Извольте познакомиться, к примеру, с Генеральным директором компании «Росгосцирк» Вадимом Гаглоевым. Если вы думали, что цирковые администраторы — просто бездушные мучители беззащитных хрупких гимнасток, то вы ошибались. У них тоже большая душа, им тоже хочется высокого, умного и красивого. Особенно если красота отображена на визитной карточке: в виде ученого звания.

Сразу видно, обаятельный человек с добрыми глазами. Как писали в советских газетах, «сколько радости несет он нашей детворе». Но вот надо же — буквально на минуточку отвлекся от организации гуманного содержания дрессированных верблюдов и вопросов техники безопасности шпагоглотателей на рабочем месте, ради изучения «Правового регулирования экономической основы местного самоуправления в Российской Федерации». Кой же черт понес его туда? Зачем? Нафига ему оно было нужно? Что кому хотел доказать? А получилось как-то примерно вот так:

Скопипащено плотненько, аккуратненько. Практически все необходимое (включая даже и выводы диссертации) удалось потырить у одного безответного автора с трогательной фамилией Мокрый. На заплатки для небольших оставшихся щелей пошла пара случайно подвернувшихся журнальных статей: не в монографиях же чужих опять рыться ради такой мелочевки.

По степени аккуратности и тщательности упаковки ворованного материала с цирковым топ-менеджером вполне может соперничать топ-предприниматель, финансист широкого и разнообразного профиля Ринат Минажетдинов: в последнее время он руководит Калининградским янтарным комбинатом, а так-то карьерные устремления заносили его на самые разнообразные посты, от финансовых служб ЛУКОЙЛа до дирекции информационного агентства ИТАР-ТАСС.

Особенного внимания в работе этого внезапно вылупившегося посреди отечественной экономической науки специалиста по истории русского банковского дела заслуживает не только дивная живописность получившегося у него коврика. Но и редкая в своем изяществе композиционная особенность этого фальшака: выводы диссертации — то есть важнейшую часть работы, которая, по идее, должна бы подводить итог всему проделанному автором научному исследованию, автор данной конкретной подделки решительно выдрал вообще из посторонней работы, ни единой строчкой до того не упоминавшейся в тексте. Ну, представьте себе таксидермиста, который сооружает причудливое чучело, сшивая вместе части нескольких собачьих шкурок, а потом прицепляет сверху зачем-то кошачью голову. Вот примерно так поступил и мастер-диссеродел, работая по заказу г-на Минажетдинова.

Или возьмем для контраста — важную начальственную государственную даму, современную, энергичную и вовсе не склонную ни к иллюзионам, ни к каким-нибудь акробатическим фантазиям: это Директор Правового департамента Министерства финансов России Светлана Ячевская.

Впрочем, кое-какие цирковые жанры ей все-таки не совсем чужды. Иногда она не отказывает себе в удовольствии пожонглировать чем-нибудь, — исключительно в силу специфики профессии. Получается как-то примерно так:

Тут ситуация чуть более хитрая, чем у давешнего янтарного магната, но очень характерная для государственного служащего. В нарезку для диссертации пошли служебные документы, которые побывали в руках чиновника, просто в силу его должностных обязанностей. В данном случае ими оказались не больше и не меньше как Бюджетное послание Президента РФ за 2009 год, а также стандартный минфиновский Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства в том же 2009-м и на перспективу 2010-2012 годов. А что, это удобно: выдергиваешь рабочий файл из системы документооборота прямо по месту службы — и запихиваешь, прямо не разбирая, огромными ломтями по нескольку десятков страниц в собственную диссертацию. Не пропадать же добру. Да и потом, никто же этой лабуды никогда читать не станет. Можно хоть опилок натолкать под переплет, лишь бы получилось достаточно «солидно». Ну вот, на 150 страниц, включая оглавление и библиографию, набралось, — и ладненько. Как раз хватит на кандидатскую степень по финансовому праву.

В той же компании клиентов юридического вип-салона МГИМО оказался и Алексей Галкин, Начальник департамента по вопросам правоохранительной деятельности, обороны и безопасности из аппарата президентского Полпреда в Приволжском федеральном округе.

Правда же это как-то особенно обаятельно? Вот именно то, что человек, натащивший себе в диссертацию кусков чужого текста и сфальсифицировавший себе таким образом ученую степень, — начальник именно чего-то правоохранительного… Мило. И символично. Ну, а почему же нет? Если главный минфиновский правовик не стесняется тащить чужое, то чего ж нам, лихим поволжским силовикам, впустую клювом щелкать?

Странно было бы, если бы услугами диссеропошивочного ателье, гостеприимно распахнувшего свои двери в МГИМО, не воспользовались администраторы самого этого достопочтенного учебного заведения. В той же коллекции мы обнаруживаем Юлию Караулову, заместителя директора того самого Международного института управления МГИМО, где разворачиваются все эти научно-криминальные события, а также Сергея Шитькова, проректора МГИМО (на сей раз уже всего целиком) по правовым и административным вопросам.

Вот тут можно полюбоваться на научное творчество и одного, и другого организатора учебно-воспитательных процессов в колыбели новой российской дипломатии. Покликать, если любопытно, по страницам и полюбоваться, как обычно в открытых экспертизах «Диссернета», на то, откуда что украдено.

Прекрасным эпиграфом к двум заключениям по экспертизам поддельных диссертаций двух этих администраторов, могло бы служить признание, сделанное той же г-жой Карауловой в интервью для институтского сайта: «Успешный юрист должен быть не только высококлассным профессионалом и разносторонней личностью, но и хорошим актером. Юрист просто обязан уметь обаять клиента, судью, публику, а для этого ему необходимы актерские навыки.» Нет сомнений, что именно актерские навыки очень пригодились двум новоиспеченным кандидатам юридических наук: без них было бы гораздо труднее пережить процедуру защиты чужих научных работ, успешно выдаваемых за свои собственные.

Ну, и напоследок — неожиданная дополнительная иллюстрация к универсальному «Закону парных случаев». Если уж доведется тебе поискать актуальности в совершенно, казалось бы, далеком от новостей дня архивном углу, — так наткнешься и второй раз на что-нибудь неожиданно горячее.

Надо же было в той же коллекции диссерожуликов, успешно выкованных в этой всероссийской дипломатической кузне, найтись еще и двум руководителям широко разрекламированного в последние дни СМП-Банка. Реклама его, правда, носила несколько специфический оттенок: СМП-Банк только что пережил свои «десять минут славы», потому что попал под международные санкции, оказавшись в списках финансовых учреждений, аффилированных с кооперативом «Озеро».

Ну, видать, если уж финансовое учреждение признается — в рамках международных санкций — чем-то достойным мирового внимания, значит и менеджмент его прекрасен и сногсшибателен во всем.

Президент, Председатель правления СМП-банка Дмитрий Калантырский (на фото побольше), а также его заместитель Артем Оболенский (поменьше) успешно выступили и на этот раз в парном разряде, рука об руку, заказав одному и тому же диссероделательному комбинату юридической кафедры МГИМО по кандидатской диссертации, КОТОРЫЕ ОНИ ОБА БЛАГОПОЛУЧНО И ЗАЩИТИЛИ В ОДИН И ТОТ ЖЕ ДЕНЬ — 26 декабря 2005 года.