http://tuofikea.ru/novelty

Из чего и как они «делают новости»

«Делаем новости» – это горделивый девиз (по модному – слоган) многих СМИ в сегодняшней России. У меня, например, первая реакция на эти слова – недоумённая ирония.

Ну, как, спрашивается, информационная редакция может «делать новости»? Они, что, ньюсмейкеры (опять же – по-модному), — то есть, политики, президенты, видные персоны, чьё мнение является существенным и важным для общества? Нет.

Следуя законам формальной логики, необходимо признать этот лозунг верхом глупости. Что, редакции сами организуют события, войны, экономические потрясения, природные и техногенные катастрофы, о которых потом и рассказывают? Скорее всего, они сами понимают, что это не так; речь идёт всего лишь о фанфаронстве, легковесном отношении к слову, конвертированном в страсть к рекламным преувеличениям.

Но если отбросить это первичное ощущение и совместить лозунг с реальным информационным наполнением выпусков многих телевизионных и радио структур, то картинка предстаёт совершенно в ином свете. Если совсем кратко, то информационные СМИ в принципиальных вопросах событийной повестки дня, мягко говоря, «недорабатывают». Чтобы пояснить, стоит напомнить один из эпизодов романа Толстого «Война и мир», где говорится о разгроме наших австрийских союзников войсками Наполеона. В русской ставке один из адъютантов, проводив раненого австрийского командующего генерала Мака к Кутузову, рассказывает появившемуся в штабе князю Андрею, что генерал Мак благополучно прибыл, но «только в дороге зашибся». Острослов был поражен неожиданной для него реакцией князя, его жёсткой отповедью шутнику: «Или мы служим государю и общему делу, или мы – лакеи, которым до господского дела – дела нет…»

Но тот шутник был, скорее всего, просто человеком легковесным, да и не столь плохим, и слова князя, скорее всего, смутили его и вразумили.

В наш прагматичный век большинство людей, особенно журналистов, никаким словом не проймёшь. Тем более, что нынешнее поколение редакторов, корреспондентов, ведущих и начальников среднего уровня выросло и сформировалось в постсоветское время. Придя на службу где-нибудь в середине 1990-х, они, с подачи своих начальников, восприняли правило информационной работы, утвердившееся со времён поздней перестройки: «Катастрофы и трупы – лучшее украшение выпуска».

Рядовые исполнители в российской журналистике воспитаны в традиции этой «новой школы» и не представляют себе других приоритетов в подборе информации. Автобус упал в пропасть – это достойно внимания. Запущен новый передовой хотя бы заводишко – скучная казённая аллилуйщина, служение «режиму». Скрытая, но ощутимая симпатия к какому-нибудь «оранжевому» перевороту – устойчивый признак или родовая черта этой «новой школы».

Да вот, взять хотя бы кризисные дни в Киеве. Что можно сказать о «новостной картинке», если «отмотать» события к их началу? Агрессивные демонстранты закидывают милиционеров и бойцов «Беркута» камнями, жгут покрышки, орудуют бейсбольными битами. Между делом смутно упоминаются некие избитые прохожие… Ну, конечно, — это издержки уличной стихии: подумаешь, кому-то дали по шее. Ближе к развязке кризиса иногда упоминаются некие стрелки, ведущие огонь по милиционерам. Правда, с оговоркой, что из травматического оружия (эффективная дальность стрельбы не более 10 метров). И уж совсем редко говорили о каких-то снайперах. Понятно, что в круговерти событий трудно разобраться, чьих именно – то ли президентских, то ли майдановских… В общем, всё по поговорке: то ли у него шубу украли, то ли он украл.

Наши ведущие телеканалы, «делающие новости» с использованием первичного информационного «сырья», не спешили демонстрировать, как это бывало в других случаях, стремления получить как можно больше редкой, оригинальной информации, — от тех же киевлян, от блогеров. Если бы они хотя бы немного постарались, гораздо раньше получилась бы подлинная «картинка» происходящего: нацистский разгул, общий масштаб преступлений сил, поддержавших погромщиков, их действительный облик.

И уж совсем скромно говорили о наших «партнёрах» – Западе, Евросоюзе, США. Что же это за ведущие СМИ такие, если президент страны на пресс-конференции сделал то, что должно бы считаться их первейшей обязанностью. Ведь это Путин первый и чуть ли не единственный на «большом» телевидении рассказал (вместо комментаторов) о том, как, например, «бандерлоги», захватив штаб-квартиру Партии регионов, убивали людей, жгли их заживо…

После этого «большой телевизионный брат», словно нехотя, стал снабжать публику некоторыми деталями, но всё же не такими выразительными, каковыми являются ежедневные события на Украине. Конечно, зритель, превратившись в читателя, может обнаружить и другую, более адекватную картину в том же интернете, несмотря на его противоречивость и разнонаправленность мнений. Но складывается впечатление, что вялое освещение государственного переворота на Украине, несмотря на его геополитическое значение, демиурги «большого ТВ» пытаются представить продолжением ряда обычных «оранжевых революций», к каковым публика успела попривыкнуть за последние десятилетия. Ну, подумаешь, прогнали Януковича, ведь он же – проворовавшийся политик. Кстати, с каким оживлением, страстью и дотошностью показывали загородную резиденцию президента. Здесь были и выдумка, и чувство, и изобретательность. Достаточно пары таких сюжетов, чтобы прийти к выводу: да, в общем, правильно поступил «народ», прогнавший такого лидера.

Сегодня проблема «большого ТВ» представляется ещё более острой, чем в недавнем прошлом. Ведь его руководители в решающей степени сформировались в ходе горбачёвской перестройки. Если принять за истину, что это был проект по уничтожению СССР, то они были «героями» той войны, занявшими ещё более весомые административные позиции после «победы», т.е. при утверждении ельцинского режима. Чутьё, в сочетании с оперативным реагированием на изменение политической конъюнктуры (патриотизм, государственничество, пришедшие на смену лозунгам безбрежной «демократии»), позволило им не только сохраниться, но ещё больше утвердиться в новом амплуа «государевых людей».

Украинская ситуация февраля-марта – новая поворотная точка в мировой политике. Ситуация изменилась принципиально. Произошел окончательный слом послевоенного устройства мира, уничтожение системы международного права, включена «повышенная передача» глобализации. США стараются укрепиться теперь уже менее, чем в семистах километрах от Москвы…

В принципе, отброшены все церемонии и политесы. Ведь если основная часть территории Украины окажется под контролем Евросоюза и НАТО, следующим этапом будет перетаскивание украинской ситуации в Россию. Основания те же, что и у наших соседей: огромное количество коррумпированных людей во власти, имеющих капиталы за границей, «пятая болотная колонна», ждущая своего часа, террористы, радикалы в национальных образованиях. Работа по «подведению мины» под нынешнюю власть, ассоциируемую с президентом Путиным, идет безостановочно. Поэтому вряд ли можно и дальше не обращать внимания на пока ещё услужливого «ТВ-адъютанта», который, в отличие от глуповатого «толстовского» капитана из «Войны и мира», прекрасно знает, кому и зачем служит….