http://tuofikea.ru/novelty

Нам достаточно «Китай-города»

Чтобы не допустить появления этнических анклавов, иностранцам усложнят покупку недвижимости в России.

Скоро иностранцам, вознамерившимся купить в России недвижимость, сделать это будет не так легко. Согласно законопроекту, который готовится сейчас в правительстве, для покупки понадобится разрешение со стороны государственных органов.

Толчком к его появлению послужило послание президента, в котором, среди прочего, говорилось о недопустимости образования в нашей стране этнических анклавов, на территории которых очень трудно работать правоохранителям.

В ответ на этот посыл и появился упомянутый законопроект. Видимо, по логике чиновников, анклавы создаются так: богатые иностранцы выкупают кварталы, а затем заселяют их криминальными элементами со своей родины. И чтобы помешать им в этом коварном деле, нет лучшего способа, чем продавать квартиры и комнаты по специальному разрешению.

Документ, который должен навести порядок в деле анклавостроения, сейчас проходит проверку на регулирующее воздействие. Предварительный результат — воздействие сильное. Настолько, что под него попадают не только выходцы из Азии, которым купить недвижимость не за что, но и европейцы, которым есть за что, да теперь будет трудно.

Европейцы, кстати, и так не страдали повышенным интересом к Москве, приобретая, по оценкам риелторов, от 3 до 5% ее жилых помещений (для сравнения: в Париже иностранцы приобретают 60% недвижимости, а в Лондоне — 45%, причем никаких разрешений им для этого не требуется), а теперь желание купить что-нибудь в России в них и вообще увянет. А вот азиаты как ехали в Россию, так и будут ехать. Кажется, не туда повернул закон, и президент имел в виду нечто совершенно иное.

Новый закон получился суровым и не сказать, чтобы очень уж справедливым. Его действие предполагается распространить на любых иностранных граждан, а также компании, где доля иностранного капитала превышает 50%. Под ограничения подпадает не только жилая, но и коммерческая недвижимость.

Действовать это будет так. Перед сделкой покупатель обязан обратиться за разрешением. А выдавать его станет Федеральная миграционная служба, которой, конечно, больше нечего делать. Некоторую помощь ей будут оказывать также МИД, ФСБ, Минюст, Минрегион, Росреестр и Росимущество. Семь нянек, в общем. Ну и уже, в принципе, понятно, каким получится дитя. Для выполнения еще и этой функции ФМС надо будет запрашивать сведения «у федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности РФ», говорится в тексте документа.

Получив заявку от иностранца на разрешение приобретения недвижимости, ФМС сможет поступить с ней трояко: оставить без рассмотрения, разрешить, отказать. Первый вариант вступает в силу, если не хватает документов, которые должны прилагаться к заявке, последний — если есть веские основания. Какие? А вот такие: «В случае, если приобретение заявителем права собственности или права пользования на объект недвижимого имущества создаст (или может создать) угрозу безопасности РФ, основам конституционного строя, нравственности, здоровью населения и законным интересам граждан РФ, признаки которой определяются правительством РФ».

А вот автор этих строк по наивности подумал: если земляк заявителя уже живет в этом подъезде, соседнем доме, через три здания, угнездился на смеженном гектаре (закон также касается земельных участков). Логично? Наверное, ведь речь идет о борьбе с анклавами или где? Но ни о чем таком не говорится.

Примечательно, что в начале 2012 года данным законом занималась сама ФМС, но потом дело забуксовало и он перешел в Минэкономразвития, которое решило распространить его действие на всех иностранцев, а не только на тех, что имеют склонность жить анклавами.

Издалека может показаться, что закон направлен на борьбу с миграцией, но это совсем не так. Он против богатых иностранцев, которых обычно никто не боится: покупающий жилье может еще вложить что-то в развитие экономики. А вот бедный иностранец нередко склонен к действиям по алгоритму «отнять и разделить» (между своими, в узком кругу).

Кажется, разработчики закона речь президента читали невнимательно. Вот что там говорится буквально: «Мы не допустим появления в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила».

И за полгода до этого в статье «Россия: национальный вопрос», опубликованной в «Независимой газете», Путин написал: «Нельзя допустить, чтобы у нас возникли замкнутые, обособленные национальные анклавы, в которых часто действуют не законы, а разного рода «понятия». И в первую очередь нарушаются права самих мигрантов — как со стороны собственных криминальных авторитетов, так и коррупционеров от власти».

То, что получилось, резко контрастирует с тем, что было сказано. При чем тут инвесторы, если речь идет об анклавах, как в Бирюлево вокруг овощной базы?

Впрочем, проблему в таком ракурсе понимают не только в Минэкономразвития. Так, зампред комиссии Мосгордумы по безопасности Сергей Гончаров в комментарии «Вести ФМ» высказывает подобный подход. На вопрос, о ком идет речь в законе, он отвечает: «Я думаю, об иностранцах, которые способны приобрести недвижимость. Мы не говорим об иностранцах, которые у нас торгуют на китайском рынке и зарабатывают в месяц 100 долларов. Речь идет и о юридических лицах, компаниях, которые обладают огромными финансовыми ресурсами и готовы вложиться в российскую недвижимость, или о частных лицах — миллиардерах и миллионерах, которые тоже готовы купить анклавы недвижимости в наших городах, в частности, в той же Москве. Поэтому я думаю, что решение совершенно верное, и допускать образования «чайна-таунов» или мусульманских кварталов, как в Европе, которые даже полицейских к себе не пускают, в Москве мы не будем. И по всей России надо принимать такое же решение».

Процесс видится парламентарию так: «Я думаю, что сначала какой-то богатый китаец приобретает недвижимость, а потом по копеечке сдает своим китайцам. А может быть, вопрос в том, что богатые китайцы вместе складываются и покупают эту недвижимость. В любом случае, если говорить о китайцах, то по криминальной ситуации это, наверное, самая трудная работа — и в Москве, и во всем мире с китайскими криминальными делами, которые они ведут на территории тех стран, в которых находятся, бороться очень трудно. Поэтому я считаю, что нам таких проблем не надо, у нас достаточно их от других наших «друзей».