http://tuofikea.ru/novelty

Чем является Европейский союз и за что он выступает?

К столетию первой мировой войны вспоминается одно высказывание Франсуа Миттерана, который в своей последней речи в Европейском парламенте в 1995 году заявил: «Le nationalisme, c’est la guerre» (рус. Национализм, это — война), сообщают Акулы Пера. Точнее, это опровержение культурного разнообразия, отказ от политического плюрализма и ограничение прав личности.

ЕС выступает за интеграцию, солидарность, индивидуальную свободу и верховенство закона. Мы живем не в Европе, но ее граждане должны защищать ее как таковую, поскольку в настоящее время она столкнулась с популизмом и национализмом. Два из крупнейших и древнейших государств континента — Англия и Испания — на данный момент столкнулись с серьезным вызовом со стороны региональных сепаратистов в Шотландии и Каталонии. Они не только ставят под угрозу целостность затронутых стран, но и несомненно подрывают большой европейский союз.

Европейские лидеры должны открыто противостоять сепаратизму, и сделать это должны по политическим и моральным соображениям. Конечно, они должны играть законными методами, ссылаясь на соглашения ЕС, дабы напомнить сторонникам сецессии, как трудно попасть в союз и, как легко его потерять. Это то, что умело сделал на этой неделе президент комиссии Жозе Мануэль Баррозу, когда на шотландском референдуме о независимости поставил под сомнение действия первого министра Шотландии Алекса Салмонда. Но этого не достаточно. Европейские лидеры должны разоблачить лицемерных националистов.

Однако, Брюссель придумал крылатую фразу, за которую прячутся его представители: Каталония — это «внутреннее дело» Испании, до которого европейским институтам не должно быть никакого дела. Сам Баррозу использовал эту фразу несколько раз, в том числе в своем ответе на письмо Артура Маса, председателя правительства Каталонии, в котором второй призывал европейских лидеров поддержать ноябрьский референдум. У всех стран, начиная от Франции и заканчивая Германией, реакция в равной степени была уклончива.

Проницательная политическая стратегия? Превосходный способ пренебрежительно обходиться с сепаратистами, чтобы подтвердить суверенитет центрального правительства? Многие, в том числе в Мадриде, утверждают, что дело обстоит именно так. Правительство премьер-министра Мариано Рахой действительно имеет политическую легитимность и правовые документы для успешного противостояния одной из самых серьезных проблем в законе и свободе Испании. Но любая попытка отмахнуться от неминуемого раскола, названного «внутренним делом» — является ошибкой.

В Великобритании, скрипучий евроскептицизм Партии независимости Соединённого Королевства скрывает тот факт, что шотландский национализм также противоречит основным европейским принципам и ценности, которые должны быть защищены и в Испании. Каталонский сепаратизм противоречит ценностям, которые определяют Испанию как демократическую страну, а ЕС как цивилизацию. Это противоречит основной идее, которая гласит, что Европа не разделяется на этнические или культурные нации, а является союзом демократических государств. Именно в этом, если не брать во внимание исторические или конституционные основы, планы на шотландскую независимость и каталонское отделение выглядят и звучат весьма тревожно. Они должны быть построены на тех же принципах. Сепаратисты приветствуют ЕС в качестве интеграционной модели, но неустанно работают, чтобы вытолкнуть одного из ее государств-членов. Мас и его сторонники призывают Европу поддержать каталонскую независимость во имя демократии, но одновременно с этим подрывают демократию в Испании.

Как? Они искажают исторические факты, чтобы оправдать мнимые обиды: они превратили годовщину, связанную с концом войны за испанское наследство в 1714 году в 300-летнюю денонсацию «Испания против Каталонии». Они бросают вызов закону и, вместе с ним, основам мирного сосуществования между испанцами. Каталонское правительство отказалось соблюдать судебное решение, которое требовало обучать детей испанскому языку минимальным количеством уроков.

Сепаратисты зачастую говорят за все каталонское общество, но в Каталонии проживают люди имеющие отличительное мнение. Когда на прошлой неделе барселонская группа немецких бизнесменов предупредила относительно экономического раскола, видные деятели сепаратистского лагеря быстро забрали назад свои шокирующие выражения, за которые им позже пришлось извиняться.

Избиратели по всему континенту требуют ясности. Они хотят знать, что такое Европа и почему она стоит таких жертв. Ответ можно найти заглянув в 1914 год: нет ничего благороднее, достойнее и необходимее, чем защита индивидуальных прав и свобод против подавления очагов национализма. Сегодня нет места двусмысленности или молчанию. Проблема сепаратизма — это глубокий европейский вопрос, который наводит сомнения на то, чем является данный союз, за что он выступает — и это требует четкого ответа.