http://tuofikea.ru/novelty

Россия в Центральной Азии: провал за провалом

Создается впечатление, что у Москвы нет даже единой политики в отношении региона.

Российская политика в Центральной Азии в последнее время все чаще терпит провал, заявил в интервью NBCentralAsia руководитель Отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин. Более того, создается впечатление, что у России нет даже единой политики в отношении данного региона. В результате российское влияние в Центральной Азии, особенно за последние 4 года, очень сильно просело, и те предположительные тенденции по упрочнению нашего влияния, которые намечались на рубеже тысячелетий, результатов не дали.

Кроме того, есть разноголосица в самой российской элите, сетует эксперт. Сейчас в отношении Центральной Азии сложились три подхода. Кто-то говорит, что России надо отгородиться железным занавесом, ввести жесткий визовый режим со всеми странами данного региона, кроме Казахстана и, быть может, Кыргызстана (если тот все-таки вступит в Таможенный союз). С остальными же государствами сторонники этого подхода предлагают обустроить границы и тем самым перекрыть поток нелегальной миграции и наркотранзит.

Другой подход, рассказывает Грозин, демонстрируют представители экономического блока правительства и (частично) Министерства обороны России. Они считают, что необходимо поступательно работать по закреплению российского влияния: надо не шарахаться из стороны в сторону, а работать в рамках тех организаций, которые уже существуют. Это ОДКБ, ЕврАзЭС и Таможенный союз. Такой подход предполагает работу через неправительственные организации с использованием мягкой силы и ориентацией на западные подходы.

Есть еще и третий вариант, рассказывает эксперт: отгородиться и наращивать усилия. Взять на вооружение, условно говоря, китайскую методику, ориентироваться на развитие конкретных экономических проектов (углеводороды, коммуникации, транзит, транспорт), которые в конечном итоге будут способствовать сохранению российского влияния, не вникая без лишней необходимости во внутриполитическую ситуацию в этих странах.

Но учитывать неблагоприятные для России тенденции во внутриполитической ситуации в данных государствах все-таки приходится. По мнению Грозина, сегодня наибольшую озабоченность Кремля вызывают Кыргызстан, Таджикистан и, как это ни странно на первый взгляд, Узбекистан.

На прошедших 13 апреля в Госдуме закрытых слушаниях «Центрально-Азиатский регион: стратегическое партнерство и проблемы безопасности» с участием представителей всех силовых структур России (Андрей Грозин также присутствовал на этом заседании) отмечалось, что Ташкент видит в Москве опасность и противника, не склонен участвовать в интеграционных объединениях, по экономике и безопасности выстраивает отношения с Москвой на двусторонней основе, а не на многосторонней.

Для многих депутатов это прозвучало как откровение, рассказывает Грозин, хотя ничего «нового» в том, что касается Узбекистана, нет: для неблагоприятного развития событий там есть внутренние предпосылки. К примеру, отсутствие механизмов легитимной передачи власти в Узбекистане в условиях, когда первое лицо страны может в любой момент оказаться не в состоянии выполнять свои обязанности. А если Узбекистан взорвется, то проблем у России будет гораздо больше, чем во время активной фазы гражданской войны в Таджикистане, предостерегает Грозин. Это и беженцы, и нелегальная миграция, и серьезный вызов стабильности всех окружающих Узбекистан государств.

Участники слушаний в Госдуме приводили разные сценарии, словно спорили о том, где рванет сперва — в Узбекистане, Кыргызстане или Таджикистане. Правда, об Узбекистане говорили не так много, как, например, о Таджикистане или Кыргызстане. О Туркменистане же традиционно вспоминали меньше всего. А вот о Казахстане говорили по большей части в превосходных степенях, приводили эту страну в пример того, как надо строить свою политику по отношению к другим республикам.

К сожалению, резюмирует эксперт, Центральная Азия у нас всегда оставалась в числе не самых важных приоритетов, потому что многие туда ездят, их там всегда хорошо встречают, но внутрь мало кому удается заглянуть.

Трудно сказать, во что все это выльется, признает Грозин. Сейчас формируется неформальная депутатская группа, которая будет заниматься проблемами партнерства с Центральной Азией. Сегодня во всех сферах, на взгляд эксперта, видны недостатки, скажем так, не слишком положительной политики Москвы в Центральной Азии, которую явно надо менять, потому что провалов становится все больше.